ГАРМОНИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

В рамках реализации Болонского процесса российские вузы с 2011 г. приступили к осуществлению образовательных программ по большинству технических специальностей в соответствии с уровневой системой подготовки. Разработка новых образовательных программ по техническим направлениям подготовки бакалавров и магистров требует в рамках Болонского процесса гармонизации структуры и содержания учебных планов с международными стандартами для возможности внедрения их в систему академической мобильности. В этом отношении большое значение имеет совместная разработка образовательных программ специалистами из вузов Российской Федерации и европейских стран. Подобная деятельность осуществляется в рамках программы ТЕМПУС, финансируемой Европейской Комиссией.

В октябре 2011 г. международным консорциумом начато выполнение трехлетнего совместного проекта программы TEMPUS IV «Проектирование дорог и управление их состоянием: реформа образовательной программы магистерской подготовки для Российской Федерации» (HDMCuRF).

Членами консорциума являлись: от стран Европейского Союза – Университет им. Федерико II г. Неаполя (Италия) (координатор работ со стороны ЕС), Национальный технический университет Афин (Греция), Королевский институт технологий, Стокгольм (Швеция), Фонд FORMIT, Рим (Италия); со стороны Российской Федерации – Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (координатор работ с российской стороны), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АГТУ), Оренбургский государственный университет (ОГУ) и Международная Ассоциация Автомобильного и Дорожного Образования (МААДО).

Проект направлен на решение следующих задач:

– разработка и внедрение основной образовательной программы (ООП) «Проектирование дорог и управление их состоянием» (HDM) для подготовки магистров в соответствии с требованиями Болонского процесса;

– распространение ООП HDM в вузах Российской Федерации и странах Европейского союза.

Учебный план HDM предусматривает инновационную модульную структуру. Содержание программы должно обеспечить необходимый уровень компетенций выпускников по вопросам геометрического дизайна автомобильных дорог и теории транспортных потоков, технической эксплуатации автомобильных дорог, расчета дорожных одежд. Насущными вопросами, которые должны быть включены в программу, являются: оценка влияния автомобильных дорог на окружающую среду в соответствии с Директивами ЕС, критерии управления дорожным движением и критерии управления безопасностью дорожной инфраструктуры в соответствии с требованиями Директивы 2008/96/ЕС и аудитом по безопасности дорожного движения.

В российских вузах подготовка бакалавров по направлению «Строительство» осуществляется по таким профилям как «Автомобильные дороги», «Городские транспортные сооружения», «Аэродромы», а в ряде вузов разработаны и реализуются магистерские программы. Например, в МАДИ – магистерская программа «Автомобильные дороги. Проектирование, строительство и управление», в ОГУ – программа «Автомобильные дороги и аэродромы». Международной группой разработчиков выработана структура учебного плана по магистерской программе подготовки HDM «Проектирование дорог и управление их состоянием». Программа рассчитана на два года обучения (4 семестра), 120 ECTS (1 ECTS соответствует 30 академическим часам), и включает 12 учебных модулей, практику (стажировку) студентов, подготовку и защиту магистерской диссертации.

В разработке учебного плана, учебной программы и учебного пособия принимал участие международный авторский коллектив.

Профессор МАДИ В.В. Сильянов

Вице-президент МААДО, участник работ

по проекту ТЕМПУС