ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Директор института прикладного бакалавриата, проф. Т.А. Суэтина

В настоящее время существуют две модели прикладного бакалавриата. По первой модели абитуриент поступает учиться в колледж. В основе данного уровня образования – образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки.

При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, может доходить до половины всего времени, отведённого на обучение. После третьего года обучения студент проходит государственную (итоговую) аттестацию по основной профессиональной образовательной программе СПО и продолжает обучение в течение года в вузе по программе ВПО. После успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускник вуза получает диплом государственного образца о ВПО – диплом бакалавра. В итоге выпускник имеет два диплома: о среднем и высшем профобразовании. Второй моделью реализации программ прикладного бакалавриата является модель подготовки прикладных бакалавров на базе вуза в партнерстве с предприятием-работодателем.

Абитуриент поступает на образовательную программу «Прикладной бакалавриат» в вуз. Обучение осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС-3 и ФГОС-3+.

Во ФГОС-3+ выделено «ядро» подготовки в виде универсальных (общекультурных) компетенций и компетенций, не зависящих от конкретного вида профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся и от направленности (профиля) программы). «Ядро» подготовки определяет базовую часть образовательной программы, которая носит достаточно фундаментальный и неизменяемый характер. Вариативная часть программы должна быть ориентирована на конкретные обобщенные трудовые функции или вид (виды) профессиональной деятельности, заданные профессиональными стандартами (при их наличии). Эта часть программы должна быть легко обновляемой и адаптируемой под новые запросы рынка труда.

Отличительной особенностью модели обучения прикладного бакалавра от академического или традиционного бакалавриата является тесная связь с предприятием-партнером, которое студенты посещают, начиная с первого курса. Кроме того, в ходе такого практикоориентированного обучения предусматривается получение рабочей профессии на предприятии или в учебных центрах профессиональной квалификации (УЦПК).

Основные отличия прикладного бакалавриата от академического:

– ориентация на прикладные, технологические виды деятельности; региональный рынок труда, его промышленный сегмент;

– наличие работодателя, т.е. конкретных предприятий, организаций, фирм реального сектора региональной экономики, являющихся заказчиками подготовки специалистов данного профиля;

– возможность получения в ходе обучения профессии рабочего, должности служащего, содержательно сопряженных с реализуемой программой прикладного бакалавриата;

– возможность получения по желанию обучающегося одновременно среднего профессионального образования (СПО) по сопряженной специальности с выдачей соответствующего диплома.

В МАДИ в 2014 г. прикладных бакалавров обучали на трёх факультетах: АТ, дорожно-строительных машин и дорожно-строительном.

На факультете АТ прикладные бакалавры смогут получить профессии водителя или слесаря по ремонту автомобилей. На направлении «Сервис» – профессию продавца непродовольственных товаров. На факультете дорожно-строительных машин – слесарь по ТО и ремонту, оператор самоходной машины. На дорожно-строительном факультете – лаборанта испытательной лаборатории широкого профиля для работы на предприятиях дорожно-строительной индустрии (асфальтобетонные, цементобетонные заводы, заводы ЖБИ, карьероуправления, добывающие предприятия нерудной промышленности); рабочего для организаций, осуществляющих работы по строительному контролю при приемке и диагностике автомобильных дорог и транспортных сооружений.

В 2015 г. планируется принять по бюджету для обучения по образовательной программе «Прикладной бакалавриат» на направления: сервис и туризм 10 чел.; техника и технология наземного транспорта – 25 чел.; эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов – 25 чел. в МАДИ и 15 чел. в Волжский филиал; строительство – 25 чел. в МАДИ и 15 чел. в Волжский филиал.

Директор института прикладного бакалавриата, проф. Т.А. Суэтина