История одной находки

Из старых номеров ЗАК
Статья в газете ЗАК, №31 (1167) от 10 декабря 1983 г.
Как мы строили на войне мосты, в частности опоры? Делали деревянные копры, прилаживали на них метровый кусок бревна - бабу, сверху блок, от бабы через блок перебрасывали веревку c концами-кошками, и отделение солдат вручную било сваи.


Технология известная. Строили однако быстро и прочно.
Осенью 1942 г. подразделения нашего 95-го отдельного мостостроительного батальона участвовали в окружении Сталинградской группировки Паулюса.
По данным разведки, части немецкой армии строили в районе хутора Вертячий мост через р. Дон. Получили команду осмотреть строительство, учесть трофеи, доложить возможность использования.
На двух машинах со взводом солдат прибыли в район хутора. Картина открылась мрачная. Измочаленная гусеницами земля, никаких лиц, оград, деревьев, только разбросанные грязно-белые кубы глинобитных домов без крыш, с огромными черными номерами на стенах. Ни живой души.
Нашли строительство. Выяснилось, что немцы только начали работы, успели забить 2-3 сотни свай. Запаса леса не оказалось, вся техника разбита, покалечена.
Осматривая площадку строительства, обратили внимание на борозду в земле, которая шла от одного из поваленных копров в сторону реки. Тащили что-то тяжелое. По борозде дошли до крутого берега и сквозь воду увидели на дне что-то длинное, черное, в рост человека. Решили вытаскивать.
На следующий день, к вечеру, это «длинное, черное» было на берегу. Оказалось, что «это» - какой-то металлический цилиндр, по бокам штанги, разные приспособления. Стали разбираться. Сравнив детали на цилиндре и копре, поняли, что немцы этой штукой забивали сваи. Но стало ясно и другое, что это не простая баба-болванка, а самодействующий механизм. Что-то новое, интересное.
Не имея времени и специалистов, чтобы до конца разобраться в найденном, зарисовали детали копра, нашли снятую деталь; погрузили бабу в машину и повезли в штаб батальона, дислоцированный севернее Сталинграда, в Николаевне.
Там механики технической роты разобрали бабу, вычистили, составили кинетическую схему. Выяснилось, что это дизель, автомат, который должен работать самостоятельно, без участия людей.
Собрали, установили на стенд. Однако баба не заводилась ни на каком горючем. Помог начальник штаба батальона - химик по образованию. Забрав набивку фильтра системы, поехал в тыл, нашел лабораторию, сделал анализ немецкого топлива и подобрал топливную смесь из имеющихся марок.
Наконец, наша «нечистая сила», как прозвали ее солдаты, завелась и стала довольно устойчиво работать, поражая новичков и приводя в восторг специалистов.
Слух об этом дошел до командования. Установку захотел осмотреть генералитет фронта.
На пустынном песчаном берегу Волги установили копер, поставили сваю, навесили бабу и опробовали ее работу. Прибыли высокие гости. Командир батальона после рапорта отдал команду начинать. С волнением, издали смотрели мы, как стали поднимать ударную часть, рывок веревкой, удар, дымок! Дизель завелся, не подвел и с хриплым, чавкающим звуком стал забивать сваю. Все солдаты сразу отошли в сторону. А дизель, как живой, бьет себе и бьет...
Впечатление было сильное. Сам командующий объявил благодарность личному составу, приказал составить инструкцию, осветить в печати. К нам потянулись экскурсии.
Гуков И., выпускник МАДИ, ветеран дорожных войск

Комментарий профессора кафедры дорожно-строительных машин Дворкового В.Я.
Честь и хвала выпускнику МАДИ, проявившему любопытство и настойчивость в доведении дела до запуска трофейной находки в работу.
Это был дизель-молот, вероятно трубчатого типа.
Основное их преимущество - независимость от внешних источников энергии, им не нужны ни сжатый воздух, ни гидравлическая система или электрические агрегаты.
Разработка и выпуск дизель-молотов были налажены в послевоенный период. И только в последнее время они уступают более производительным и экологически чистым вибропогружателям и гидромолотам. В Москве их применение прекращено. В Московской области и других регионах они продолжают работать.
Дизель-молоты хорошо послужили мостостроителям, а мы вспомнили о ратном труде мостостроителей и дорожников - выпускников МАДИ.

Дворковой