КАФЕДРЫ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ МАДИ И ХАДИ: ДЕСЯТКИ ЛЕТ В НОГУ

О том, что кафедры дорожно-строительных материалов (ДСМ) очень близки по духу и научным устремлениям, я по молодости как-то не задумывался. И даже издание в 1952 г. «Пособия к лабораторным работам по испытанию дорожно-строительных материалов» совместно М.И. Волковым и Н.Ф. Пантелеевым воспринималось как-то абстрактно. А эту близость, конечно, ощущал М.И. Волков – основатель кафедры ДСМ в ХАДИ, который с 1942 г. работал в МАДИ в эвакуации. В 1944 г. был заведующим кафедрой ДСМ в МАДИ и тогда же был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».


Не связывал я с МАДИ и создателя теории асфальтовяжущего и научного подхода к проектированию асфальтобетонов проф. П.В. Сахарова. А он, работая МАДИ, в 1938 г. выпустил учебник «Дорожно-строительные материалы». В зрелом возрасте я осознал, что выпустить в 1933 г. учебник «Мостовые и тротуары из естественного камня» объемом 487 стр. (30 п.л.) мог только незаурядный педагог и ученый, каким и был В.К. Некрасов. В эту книгу я часто заглядываю и всегда восхищаюсь фотографией, иллюстрирующей укладку брусчатки на главной улице моего Харькова – Сумской, «нежно» воспетой В.Маяковским. Не отставал от москвичей и М.И. Волков, издавший в 1939 г. учебник «Дорожные строительные материалы», который выдержал еще 5 изданий и по которому десятки лет учились все дорожники СССР.
Время шло, расширялся круг интересов, углублялись знания, рождались ученики, и, как-то неожиданно, через 4 года после подачи к защите диссертации я получил докторскую степень. К тому времени мне уже посчастливилось встретиться с Н.В. Горелышевым и ощутить его благожелательность. Я побаивался Николая Васильевича, поскольку на стадии кандидатской, начиная 1962 г., я, как и он, занимался сдвигоустойчивостью многощебенистых асфальтобетонов. Но пришел к выводам, не совпадающим с его. Рассказав о намечающейся защите, я попросил его совета по возможным оппонентам. Назвав трех возможных, я вскользь ради «бон тона» заметил, что он, к сожалению, не может быть моим оппонентом, так как является членом Экспертного Совета ВАКа. И тут Николай Васильевич мягко мне сказал: «Нет, нет, Виктор Александрович, я испрошу (именно испрошу) разрешения у председателя Совета и думаю мне позволят оппонировать». Так и случилось. Получилась могучая кучка оппонентов: Н.В. Горелышев (асфальтобетон), И.А. Рыбьев (структурообразование), Н.Б. Урьев (физико-механическая механика).

Горелышев

 Н.В. Горелышев

Мне выпала такая высокая честь и еще большая ответственность. С тех пор наши отношения стали близкими и, несмотря на 25-летнюю разницу в годах, дружескими. Те, кто знал Николая Васильевича не возмутятся словом «дружеские». Потому что его мягкость и доброжелательность, отзывчивость и профессионализм снимали разницу в годах и служебной иерархии. Больше того, каждый раз, когда я приезжал в Москву, я получал приглашение остановиться у него.
Мои поездки в МАДИ участились еще и в связи с тем, что В.Ф. Бабков решил включить меня в совет по защите докторских диссертаций, за что я ему очень благодарен. И еще я благодарен В.Ф. Бабкову за книгу «Развитие науки и техники в дорожной отрасли».
Созданная Н.В. Горелышевым «Ассоциация исследователей асфальтобетона» существует уже 32 года. И хоть она не получила статус межгосударственной, дела это не меняет. Съезжаются профессионалы с разных мест и стран и ищут пути улучшения качества этой черной мягкой и хрупкой кожуры дорожных одежд.
Задумки Н.В. Горелышева были конкретными и дальновидными: о коренной переработке ГОСТ 9128-84 на асфальтобетон с введением в него объективных характеристик; об издании монографии с привлечением ведущих ученых в то время еще Советского Союза, которые так и не объединились; о «более тесном общении с европейскими дорожниками», что сейчас активно осуществляется последователем Николая Васильевича Н.В. Быстровым; о новых критериях оценки механических свойств асфальтобетона, таких как длительная прочность при сдвиге, прочность при прямом растяжении и по образующей, трещиностойкость, однородность состава смесей.
В течение многих десятков лет путеводителем дорожников исследователей и практиков был научно-технический журнал «Автомобильные дороги», в 1995 г. его не стало. Это была большая информационная потеря. К счастью, эта утрата оказалось «восполнимой». В 1998 г. родился и продолжает успешно набирать престиж журнал «Наука и техника в дорожной отрасли». Я горжусь публикациями в нем, горжусь и членством в его редакционном совете. И в эти юбилейные дни было бы грешно не сказать спасибо за него бессменным труженикам журнала: главному редактору проф. В.В. Сильянову и его заместителю В.Ф. Липской.
Конечно, МАДИ – это гигант, объединивший многих титанов, благодаря которым он движется вперед и развивается. Я горжусь тем, что мы (МАДИ и ХАДИ) отмечаем вместе свой юбилей, ведь родились мы в один год. И, конечно, нам надо продолжать сотрудничество, следуя девизу Всемирной дорожной Ассоциации: «Via est vitа», который она заимствовала у римлян.

Зав. кафедрой технологии дорожно-строительных материалов ХНАДУ, проф., д-р техн. наук, сопредседатель Ассоциации исследователей асфальтобетонов, Харьков (Украина) В.А. Золотарев