История городского транспорта СССР «Как дружно все выходят на конечной...»

Прусова

С 16 сентября до 8 января 2017 года на ВДНХ в павильоне № 67 «Карелия» работает выставка  «Как дружно все выходят на конечной…», посвященная развитию городского транспорта в нашей стране. На выставке представлены фотографии и плакаты, коллекция масштабных моделей, светофоры. Можно посмотреть кадры из любимых фильмов. Это знаковое мероприятие посетили студенты экономического факультета и кандидат экономических наук, доцент Прусова Вера Ивановна. На страницах ЗАК они поделились своими впечатлениями.
Каждый из нас когда-нибудь готовил новый курс по новой для себя дисциплине. Уверена, легко было не всегда.
В этом году в учебном плане появилась «старая» дисциплина для меня как для студентки 70-х гг. прошлого столетия и «новая» – как для преподавателя – «Введение в специальность». Нам, студентам инженерно-экономического факультета эту дисциплину читал директор НИИАТа профессор Иванов В.Н., а теперь, после распределения нагрузки – выпало читать мне.
Как совместить экономику и автомобильный транспорт? А может нам поможет выставка?
«Каждое внеучебное мероприятие помогает лучше познакомиться и узнать поближе однокурсников, с которыми придется учиться на протяжении нескольких лет. Эта выставка представляет собой очень интересные экспозиции различных видов транспорта, которые были в СССР» (Бодров Александр, гр. 1бЭТ1).
«Выставка мне очень понравилась, эти старые фотографии и маленькие машинки тронули мою душу. В отделе игрушек я нашел один экземпляр, который заставил меня вспомнить мое детство. Именно такая игрушка сначала была у моего отца, а потом и у меня. Я учусь в МАДИ и с детства увлекаюсь автомобилями. Выставка показала мне первые отечественные советские автомобили. Ведь если представить сколько машин сегодня ездят по Москве и Московской области, то можно сделать вывод, что наших отечественных машин не так уж и много. Многие люди плохо думают о нашем отечественном транспорте и забывают о самом главном: советским людям нужно было изобретать быстробегающие автомобили, потому что всё время, наша страна воевала и защищала себя» (Пархаев Денис, гр. 1бЭТ1).
«Меня очень заинтересовали экспонаты выставки и после её посещения у меня остались только положительные отзывы и хорошее впечатление. Больше всего привлекли мое внимание модели автомобилей, совершенно неизвестные мне до этого. Но не так сильно меня поразили их конструкции, как способ эксплуатации, тот же грузовик для «приема у населения старых телевизоров» не встретишь в наше время. На выставке подобраны такие модели советских автомобилей, которое рассказывают об эволюции нашего общественного транспорта. Помещенные под внушительных размеров витрину более 300 микроавтомобильчиков дают очень точное представление о ходе развития конструкторской мысли и о том, какие же это были автомобили» (Игнатов Дмитрий, гр. 1бЭТ1).
«Я узнала много нового. Например, что в 1920-30-е годы основой транспортной индустрии в СССР был зарубежный транспорт и автопарк СССР в этот период на 80-90% состоял из импортных автомобилей, что большое количество транспорта в СССР было получено в виде трофеев и ленд-лиза по окончании ВОВ. Так же я узнала, что в 1980-е годы стоимость новой «Волги» составляла 12000 рублей, а поддержанного американского автомобиля - 30000 рублей. В 1940 году в СССР было начато производство первого легкового советского автомобиля, но приостановленно с началом ВОВ. Электрический трамвай появился в конце 19 века. В Российской Империи – в 1892 году, в Киеве . Протяженность самого длинного в мире троллейбусного маршрута в Крыму составляет 86 км» (Гукова Виктория, гр. 1бЭТ1)
«На выставке были представлены детские игрушки, созданные на основе прототипов реальных машин; плакаты, призывающие бережно относиться к общественному транспорту и покупать билеты вещевой лотереи; а также первые светофоры, билетные аппараты и указатели переходов в метро - все это предметы того времени, которые многое могут рассказать об ушедшей эпохе.
В эти же годы в Москве появился совсем новый вид транспорта – метро, открывшее перед москвичами подземный мир. Строить первое метро в Советском Союзе начали в 1931 году под руководством Л.М. Кагановича. Для всех жителей Москвы метро официально открылось через четыре года 15 мая 1935 года и следовало по маршруту сегодняшней красной линии «Комсомольская» – «Красносельская» – «Сокольники». Московский метрополитен носил имя Кагановича Л.М. в период с 1935 по 1955 гг. На выставке мы узнали много любопытных и забавных фактов. Например, при разработке автомобиля «Победа» сначала планировалось назвать машину «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Ну и почем у нас будет Родина?». Поэтому название заменили на «Победа» (Савельева Дарья, гр. 1бЭТ1).
«Захотелось стать ребенком и поиграть в эти игрушки. Я видел во многих советских фильмах такие игрушки, жаль, что у нас их сейчас не производят. На прилавках магазинов сегодня в основном зарубежные игрушки. Но если на минуточку представить, что у нас на прилавках появились такие вот игрушки, думаю, что их сразу бы раскупили. Могу предположить, что эти игрушки в те времена стоили очень дорого. В качестве сравнения возьмем современные игрушки детей. Это телефоны, планшеты, всякие игрушки, связанные с компьютерными играми, но по моему мнению, каждый ребенок, имеювший такую машинку в те времена, был счастлив на все 100%, что именно у него есть такая машинка» (Байбуриев Абдумалик, гр. 1бЭТ1).
«Посетив эту выставку, я своими глазами увидел, какие значительные метаморфозы происходили с нашим городом и транспортом на протяжении 20 века. По фотографиям, размещенным в залах, можно заметить, что еще в начале прошлого века на улицах нашей столицы можно было заметить гужевые повозки и конные экипажи, которые преобладали над автомобилями и трамваями. Движение было свободным, не было заторов, не говоря уже о «пробках», никто из современников той эпохи не мог представить тот сумасшедший трафик, который окружает нас сейчас. Автобусы и троллейбусы имели иной вид, и в те времена никто из пассажиров не слышал о слове «турникет» и тем более «валидатор». Раньше все пользовались бумажными билетами, компостировали их и по просьбе контролеров предъявляли. Вместе с транспортом изменился и город, облик зданий, транспортных остановок.
Могу с уверенностью сказать, что данная выставка будет интересна как взрослым, еще помнящим тот «старый» вид транспорта, так и детям. Окунуться в эпоху не такую далекую, но которую наше поколение не застало, было полезно и увлекательно, потому что современный человек каждый день находится в пути на работу, учебу, поэтому транспорт стал неотъемной частью его мобильной и активной жизни. Именно поэтому было любопытно попасть во времена начала развития городского транспорта в нашей стране и проследить за развитием этой отрасли» (Калинин Дмитрий, гр. 1бЭТ1).
Лекцию и семинар мы провели на «отлично».

Прусова В.И.