Новая модель организации наземного пассажирского городского транспорта в г. Москве

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) на протяжении последних пяти лет активно участвует в процессе совершенствования транспортной отрасли Московского региона.
Требования, предъявляемые к транспортной системе столицы, в том числе как мировому, финансовому, спортивному и туристическому центру, подразумевают соответствие наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ) стандартам международного уровня.
Кафедра «Автомобильные перевозки» МАДИ принимает активное участие в разработке концепции оценки внедрения эффективности новой модели НГПТ.
Для достижения заявленных целей МАДИ регулярно проводит исследования и социологические опросы пассажиров. 7 сентября 2016 г. кафедрами факультетов «Управление» и «Автомобильный транспорт» МАДИ был проведен широкомасштабный эксперимент в виде опроса пассажиров о новой модели управления наземным городским пассажирским транспортом в городе Москве. Всего в исследовании были задействованы более 350 студентов и преподавателей МАДИ. Опрос проводился на 50 остановках, где проходят маршруты частных перевозчиков, работающих по новой модели.
Сбор данных был организован в два этапа:
• утренний пик пассажиропотоков с 8.00 до 12:00;
• вечерний пик пассажиропотоков с 17:00 до 21:00.
По результатам исследования было собранно порядка 6500 анкет. Из общей выборки на исходном этапе исследования было выбраковано порядка 300 анкет. Таким образом, оценка полученных результатов проводилась в целом по выборке из 6162 анкет.
Жители столицы дали оценку реформе наземного городского пассажирского транспорта.
Три четверти респондентов оценили реформу положительно. Среди основных преимуществ москвичи назвали:
– возможность оплаты проезда билетами (78% респондентов);
– новые автобусы, закупленные перевозчиками (75% респондентов);
– комфорт поездки (73% респондентов).
Почти 90% опрошенных пенсионеров и 73% студентов прежде всего оценили появившуюся возможность пользоваться льготным проездом в частных автобусах. Сейчас во всех без исключения автобусах действуют социальные карты.
Около 70% респондентов положительно отметили то, что в результате реформы коммерческие перевозчики присоединились к единой системе городского транспорта и подключены к городским сервисам для подачи жалоб и получения информации. Теперь все вопросы по транспорту можно задать через единый городской контакт-центр «Московский транспорт» и единый транспортный портал (transport.mos.ru).
Проведенное обследование вызвало широкий общественный резонанс, работа сотрудников и студентов МАДИ заслужила положительную оценку от руководителей транспортной отрасли региона, пассажиров НГПТ и профессионального сообщества.

Блудян Н.О., Мороз Д.Г.