«Безопасность – дело каждого»

5

16 ноября в Доме кино в Москве прошла церемония по чествованию лауреатов и победителей Национальной Премии в сфере организации и безопасности дорожного движения «Безопасность дело каждого». В номинации «Зеленая волна» была отмечена разработка коллектива молодых ученых МАДИ под руководством И.В. Демьянушко, заведующей кафедрой строительной механики МАДИ, д-ра техн. наук, профессора, академика Российской академии транспорта. Разработкой является технология моделирования ситуаций наезда ТС на инновационные тросовые дорожные ограждения (ТДО), что позволяет спроектировать энергопоглощающие конструкции, которые сводят к минимуму риск тяжелых последствий в ДТП.

6
Ирина Вадимовна, Ваш коллектив стал лауреатом Национальной премии в области безопасности дорожного движения. Пожалуйста, расскажите о своей работе в этой области.
Эта награда была мне присуждена как руководителю молодежного коллектива НИИ механики МАДИ, который с огромным энтузиазмом последние несколько лет занимался научными разработками инновационных решений в области дорожных ограждений безопасности. За это время нами были разработаны новые отечественные оригинальные конструкции тросовых дорожных ограждений, разработаны методы расчетного моделирования краш-тестов. Для отработки расчетных моделей были созданы методики лабораторных стендовых испытаний элементов тросовых ограждений, совместно с Автополигоном НАМИ проведены натурные испытания и выполнена реконструкция испытательной площадки Полигона для проведения полноразмерных испытаний, гармонизированных с зарубежными стандартами. Наш коллектив совместно с фирмой MSC.Software разработал и внедрил систему моделирования поведения дорожных конструкций безопасности. На основе этих исследований разработан отраслевой нормативный документ по моделированию работы ограждений безопасности (ОДМ) для проектирования и доводки новых конструкций, разработаны новые межгосударственные стандарты (ГОСТ) по дорожным ограждениям.
Внедрение новых конструкций тросовых ограждений на федеральных дорогах России, проведенное в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли, позволило радикально решить вопрос снижения ДТП на аварийных участках дорог, практически до нуля уменьшить число смертельных случаев и тяжелых травм. Работы МАДИ в этой области поддержаны ФДА РФ и Главным Управлением ГИБДД России.
Ирина Вадимовна, Ваш коллектив молодой? Кто работает с Вами?
В научных исследованиях НИИ механики МАДИ, которое включает в себя научный коллектив кафедры строительной механики, Центр компетенции MSC.Software – MADI и НОЦ по проблемам безопасности в автотранспортном комплексе, в настоящее время работает около 17 молодых специалистов и студентов различного уровня. Это – аспиранты, магистры и студенты 35 курсов с различных факультетов МАДИ  ДСФ, АТФ, ДМ, АСУ. Мы стараемся вовлекать молодежь в решение практических задач механики конструкций, в тоже время прививая им навыки работы с современными программными комплексами и современными методами испытаний. Студенты участвуют в публикациях, научились оформлять заявки на гранты, работают по хоз. договорам. Более опытные студенты (аспиранты и молодые преподаватели – И.А. Карпов, Б.Т. Тавшавадзе, аспиранты Е.М. Логинов, Е.Г. Балашов) помогают новичкам осваивать достаточно сложную работу с современными программными комплексами, все дружно участвуют в конструкторско-технологических разработках и экспериментах. В настоящее время уже подготовлен материал для защиты по крайней мере 2-х кандидатских диссертаций  аспирантами И.А. Карповым и Е.М. Логиновым.
Насколько перспективна данная работа, и каковы Ваши планы на будущее?
Мы считаем, что главная перспектива наших работ – привлечение способной молодежи для решения научно-практических задач автомобильно-дорожной отрасли, подготовка новых научно-педагогических кадров для развития школы строительной механики МАДИ и отрасли, решение новых задач на современном научном мировом уровне.
Создание Центра компетенции MSC.Software – MADI позволяет обеспечить открытый доступ к установленному лицензионному программному обеспечению через систему удаленного доступа и решать множество задач: механики твердого тела, геомеханики, механики жидкости и газа, задач деталей машин и ТММ. Установленный сервер позволяет создавать мощные базы данных имитационных моделей, что чрезвычайно важно для этапного развития новых научных исследований.
Мы приглашаем всех студентов и молодых ученых МАДИ работать с нами. В следующем учебном году мы приглашаем заканчивающих обучение бакалавров поступать к нам в магистратуру по специальности «Строительная механика», где они получат навыки работы с новыми программными комплексами, научатся решать практические задачи механики и получат прекрасную подготовку для дальнейшего карьерного роста.
Спасибо, желаем Вам вступить в новый год с новыми творческими идеями и начинаниями, которые помогут Вашему коллективу достичь профессиональных высот.

Беседу вела Виноградова В.В.
Фото Дубровский А.Э.