Решая актуальные задачи

4

11 ноября на заседании ученого совета был заслушан доклад проректора по учебной и воспитательной работе В.В. Ушакова «Задачи по реализации ООП в соответствии с ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”», в котором он отметил следующее.
• В 2011/2012 учебном году МАДИ приступил к реализации стандартов 3-го поколения, которые предполагали введение уровневой системы подготовки кадров, компетентностного подхода и модульного принципа построения учебного процесса. Для новой организации учебного процесса было разработано 57 учебных планов и более 800 рабочих программ учебных дисциплин и практик.

• В рамках реализации ФГОС ВО сегодня мы осуществляем подготовку бакалавров по 16 направлениям, магистров – по 15 направлениям и специалистов – по 4 направлениям (7 специализациям).
• Кроме дипломированных специалистов у нас появились специалисты с различными сроками обучения: 5-летним, 5,5-летним и 6-летним сроками обучения. Для каждого уровня подготовки необходима своя гибкая система организации учебного процесса. Например, у магистров появились новые виды практик: научно-производственная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, научно-педагогическая.
Переход на систему оценки трудоёмкости обучения студентов в зачетных единицах и компетентностный подход изменили порядок формирования и содержания учебных планов. Кроме дисциплин базовой части (обязательной к изучению), 50% составляют дисциплины вариативной части, из них не менее одной трети должны составлять дисциплины по выбору.
• Мы должны стремиться вводить элементы асинхронного обучения (формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся) и ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
• Важно налаживать прямые тесные контакты с будущими работодателями наших выпускников.
• Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов).
• При реализации ООП в рамках учебных курсов желательно предусматривать мастер-классы экспертов и специалистов, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий для бакалавров и не менее 40% для магистров.
• В соответствии с ФГОС ВО сократилось количество часов лекционных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий для бакалавров и более 20% для магистров. 80% занятий должно проводиться в виде практических занятий, научно-исследовательских семинаров, диспутов, лабораторных исследований.
• Если мы хотим сохранить и развивать магистратуру, необходимо реально перестраивать образовательный процесс.
• В мае этого года Президент РФ дал поручение Правительству и Министерству образования и науки РФ внедрить объективные системы оценки качества обучения как ведомственные, так и независимые. В связи с этим Министерство разработало программу ликвидации некачественного образования в вузах в течение 2-х лет. Запланировано осуществлять выборочную проверку остаточных знаний студентов. Будут закрывать образовательные программы в вузах, где студенты показывают низкие остаточные знания. Для повышения объективности оценки знаний студентов на кафедрах следует шире использовать компьютерную систему тестирования студентов.
• В рамках выполнения поручений Президента РФ по заданию МинобрнаукиРФ НИИ мониторинга качества образования совместно с Ассоциацией вузов (в апреле–мае 2015 г.) проводит Федеральный интернет-экзамен для первых выпускников бакалавриата. Мы будем участвовать в этом пилотном проекте для получения внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата. Такая независимая оценка может стать одним из критериев при поступлении бакалавров в магистратуру.
• Для успешной реализации ООП необходимо внедрение эффективных форм взаимодействия МАДИ и предприятий:
– создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку;
– сетевые формы взаимодействия университета, производственных предприятий и научных организаций;
– развитие сетевого обучения для конкретных производственных организаций и предприятий;
– реализация практико-ориентированных программ (прикладной бакалавриат).
• С утверждением актуализированных ФГОС ВО предстоит большая работа по глубокому анализу, совершенствованию и оптимизации основных образовательных программ (ООП).