ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ПО ИНЖЕНЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 2014

Всемирный форум

В период 3–6 декабря 2014 года в Дубае (ОАЭ) под девизом «Инженерное образование для мирового сообщества» проходил Всемирный форум по инженерному образованию (WEEF 2014). В нем участвовали представители более 100 стран.

Ведущим организатором таких ежегодных форумов является Международная федерация обществ по инженерному образованию (IFEES). Преподаватели, студенты, аспиранты, представители промышленности принимающей страны получают возможность более широкого участия в форуме. Естественно, что одним из организаторов форума становится национальный технический университет. В этом году таковым стал Американский университет в Дубае (AUD).

Третьим официальным организатором был Всемирный совет инженерных деканов (GEDC). Коллективными участниками форума согласились быть многие общества – члены IFEES, среди которых Международное общество по инженерной педагогике (IGIP).

Работа форума проходила в Международном торговом центре Дубая, его программа была очень насыщенной и разнообразной. Проведено 4 пленарных заседания и 3 массовые дискуссии, около 60 секционных заседаний, 8 мастер-классов (учебных семинаров).

Параллельно с заседаниями в огромном холле была развернута выставка, где можно было ознакомиться с вкладом в инженерное образование крупнейших компаний-спонсоров форума: Airbus, Innopolis University, Dassault Systems, Total, MathWorks, National Instruments и других.

МАДИ является коллективным членом IGIP, и мы с гордостью отмечаем, что наиболее активной «движущей силой» форума было именно это общество. Речь идет о 42-м ежегодном симпозиуме (конференции) IGIP, который проводился в рамках форума совместно с конференцией по интерактивному обучению в сотрудничестве (ICL). Во время конференции IGIPI–CL было проведено 40 секционных заседаний, два – пленарных, четыре мастер-класса. В подготовительный период рецензентами и программным комитетом IGIPI–CL было рассмотрено около 500 присланных статей, 200 из них (в среднем по 5 на каждом из секционных заседаний) были рекомендованы для презентации на форуме. Сотрудниками МАДИ сделано 4 доклада на конференции.

Рамки газетной статьи не позволяют сделать подробного анализа всех изложенных на форуме точек зрения на насущные проблемы развития инженерного образования. Более подробная публикация, подготовленная В.М. Приходько и А.Н. Соловьевым, появится в 3-м номере журнала «Высшее образование в России». Упомянем здесь лишь тезисы зарубежных ученых о том, какова цель инженерного образования в наши дни.

В марте 2013 года в Лондоне состоялся первый саммит, посвященный «Великим глобальным проблемам» (Global Grand Challenges). В нем участвовали представители многих профессий: инженеры, художники, экономисты, конструкторы, философы, ученые, политики, лидеры индустрии, работники образовательной сферы и политтехнологи. Объявленная цель – процветание будущих поколений, благодаря решению наиболее актуальных проблем, существующих в наши дни в мире, с опорой на высокий уровень междисциплинарного и международного сотрудничества. Участники саммита назвали следующие глобальные проблемы: устойчивого развития, здравоохранения, образования, улучшения качества жизни и технологий, а также роста и устойчивости.

На форуме «глобальным вызовам» были посвящены многие доклады. На форуме было дано следующее объяснение, почему именно на инженеров обращено такое пристальное внимание при намерении решать глобальные проблемы. Сделаны следующие выводы: 1) инженерное образование приучает людей к системному мышлению, такие специалисты имеют высокий интеллектуальный потенциал и способны к самообразованию для работы в других областях деятельности, 2) необходимо расширять кругозор студентов инженерных вузов, учитывая их многообразные перспективы трудоустройства и роль инженерного труда в обществе, 3) необходимо пропагандировать и развивать техническую грамотность в обществе.

Бесспорно, что международный форум явился масштабным событием, играющим важную роль в обмене опытом по совершенствованию инженерного образования.

А.Н. Соловьев