Итоги работы университета за 2016 год и основные задачи развития на 2017 год

Ницевич

И.о. ректора д-р полит. наук, проф.
Ницевич Виктор Францевич


7 февраля в Актовой зале состоялось традиционное собрание коллектива университета, на котором Виктор Францевич Ницевич подвел итоги деятельности МАДИ в прошедшем году и определил задачи на 2017 год.
Собрание открыл председатель профкома сотрудников Гурьянов Вячеслав Михайлович.
Немного формат собрания был изменен, и в начале мы вспомнили тех, кто ушел от нас в 2016 году: Гижицкого Ю.С., Водовозова Г.А., Прокофьеву Л.И., Паписова И.М., Паршина А.С., Ковальчука Е.М., Сафроненкова С. В., Алтунина В.И., Ситникова Ю.М., Морозову Т.Ю., Вахламова В.К., Дворкового В.Я.
Далее В.Ф. Ницевич отметил тех, кто своим упорным трудом шли к намеченной цели и получили научные степени: доктора технических наук - Гаевский В.В.; кандидата технических наук - Коноплин А.Ю. Корнеева Д.Ю., Косенко Е.А., Ливанский А.Н., Суладзе М.Д., Шабарчина И.В.

Анализируя деятельность университета за отчетный период, Виктор Францевич предложил рассмотреть те показатели, по результатам которых Учредитель оценивает эффективность деятельности вуза. Таких показателей - семь: образовательная деятельность в широком контексте; наука; международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; заработная плата ППС.
Из семи показателей в 2015 году МАДИ был не эффективен только по одному - низкий балл ЕГЭ у поступивших на обучение абитуриентов. В 2016 году - предварительные итоги другие. По-прежнему низкий балл ЕГЭ. Не выполнено пороговое значение по заработной плате. Таким образом, по итогам 2016 года МАДИ не эффективен по двум показателям. При этом в целом ухудшились значения показателей по: научно-исследовательской и международной деятельности.

Основные показатели эффективности деятельности
МАДИ по результатам мониторинга Минобрнауки РФ
1I. Показатель - образовательная деятельность
В 2016 году МАДИ не эффективен, исходя из среднего низкого балла ЕГЭ у поступивших на обучение абитуриентов, который составил 58,14 против порогового значения 64,5.
Причем этот показатель не выполняется уже три года подряд!
Фактически по стране средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места постоянно повышается и составил в 2016 году 66 баллов.
В вузах Москвы средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в 2016 г. составил 72,2 балла.
Следовательно, в МАДИ не эффективно работает система профессиональной навигации выпускников школ и учреждений СПО и, кроме того, остается проблема отсутствия необходимого количества мест для проживания в общежитии.
Объем подготовки специалистов (бакалавры, магистры, специалисты) - один из внутренних показателей, характеризующий образовательную деятельность вуза:
- общий объем подготовки (с филиалами) по сравнению с предшествующим годом сократился на 3%, или на 111 человек,
- выпуск специалистов из головного вуза также сократился на 15%, или на 323 человека.

Объем подготовки специалистов
бакалавры, магистры, специалисты (выпуск)
2На фоне некоторого сокращения общего выпуска значительно сократился выпуск по дневной форме обучения (26,6%) и увеличился на 42% выпуск по заочной форме, что не соответствует общим трендам образовательной политики.

Объем подготовки специалистов (головной МАДИ)
по формам обучения (чел.)
3В целом в головном вузе профильность подготовки кадров составляет 71,3%. Доля наиболее крупных направлений подготовки:
- Техника и технологии наземного транспорта - 42%;
- Техника и технологии строительства - 18,8%;
- Информатика и вычислительная техника - 4,6%.
Непрофильность подготовки кадров составила 28,7%, из них Экономика и управление - 26,8%.

Структура подготовки специалистов (головной)
(приведенный контингент)

4II. Показатель - научно-исследовательская деятельность (в расчете на 1 НПР)
Согласно результатам мониторинга:
- сократился общий стоимостной объем средств от научной деятельности на 28,4%, или 119,0 млн руб., и составил на конец 2016 года 300,0 млн руб. против 419,0 млн руб;
- соответственно сократился объем средств от науки в расчете на 1 НПР на 18,3% и составил 439,2 тыс. руб. против 537,5 в 2015 году.

Научно-исследовательская деятельность
5Научно-исследовательская активность НПР, как правило, измеряется количеством публикаций, а также объемом средств, полученных от научной деятельности и результатов коммерциализации интеллектуальной собственности и т.п.
Однако университет:
- по публикациям и цитированиям публикаций представлен практически только в системе РИНЦ, в других мониторинговых системах показатели вуза не значительны;
- нет доходов от использования результатов интеллектуальной собственности;
- имеют научные степени только 10% из числа молодых ученых;
- крайне низок показатель по количеству полученных грантов в расчете на 100 НПР и т.д.
В филиалах МАДИ наука отсутствует. Выполнение показателя полностью лежит на головном МАДИ.
«Коллеги, усиление персональной и коллективной активности по участию в конкурсах на получение грантов - наш путь по исправлению сложившейся ситуации!
Вторая важнейшая задача: широкое привлечение к научной и проектной деятельности обучающихся, начиная буквально с первого курса, в том числе в форме студенческих инженерных проектов», - призвал В.Ф. Ницевич коллектив к действию.
Наибольшие доходы вуз получил от кафедр:
- Дорожно-строительных материалов - 101,05 млн руб.;
- Теплотехники и автотракторных двигателей - 60,0 млн руб.;
- Изысканий и проектирования дорог - 11,43 млн руб.;
- Организации и безопасности движения - 10,8 млн руб.
Размеры доходов от остальных кафедр не значительны.
6
«Полагаю, что одной из организационных мер по активизации научно-исследовательской деятельности ППС должно стать издание приказа, которым следует утвердить Положение о порядке планирования и учета рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от
22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Эта мера позволит включить научно-исследовательскую деятельность в индивидуальный план каждого ППС, а, следовательно, затем и спрашивать за выполнение», - подчеркнул Виктор Францевич.

III. Показатель - международная деятельность
Общая численность обучающихся из числа иностранных граждан в вузе составляет 870 человек из 64 стран.
Обучение проводится по всей образовательной вертикали - от подготовительного факультета до аспирантуры, а также стажировка, курсы.
7
Общая численность студентов из числа иностранных граждан (бакалавриат-магистратура и специалитет) - 616 человек, или 6,3%, от общей численности обучающихся.

Численность обучающихся из числа иностранных граждан на основных факультетах по формам обучения (чел.)
8
Таким образом, в 2016 году их численность по сравнению с предшествующим годом сократилась на 1,7%, но сохранилась в пределах порогового значения 2015 года.
Основные причины:
- увеличилось количество отчисленных;
- сократились КЦП, устанавливаемые Минобрнауки РФ.
Общий доход вуза от обучения иностранных граждан в 2016 году составил 68 429 тыс. руб.
При рассмотрении качественных показателей этого вида деятельности можно сделать выводы:
- процессы академической мобильности НПР и обучающихся в вузе не получили должного развития;
- необходимо пересмотреть имеющиеся соглашения, заключенные с зарубежными вузами.
IV. Показатель - заработная плата ППС (%)
Это второй показатель, по которому по итогам деятельности за 2016 год МАДИ не эффективен.
Ожидаемая средняя з/плата в г. Москве за 2016 год составит 68,7 тыс. руб. (почему ожидаемая? потому что пока нет окончательных официальных данных Росстата), следовательно, ожидаемая з/плата ППС московских вузов должна составить в рублях 103,1 тысячи, или 150%.
В МАДИ средний уровень з/платы составил в рублях 90,3 тысячи или (расчетно) на 12,8 тыс. руб., или на 18,6% ниже порогового значения.

Уровень средней заработной платы ППС (тыс. руб.)
9
Необходимо в кратчайшие сроки совместно с профсоюзом и в соответствии с действующим законодательством актуализировать:
- коллективный договор между администрацией и работниками;
- положение об оплате труда различных категорий работников;
- положение о стимулирующих надбавках;
- положение о премировании;
- эффективный контракт для различных категорий работников.
Кроме того, в вузе не создана и не работает система аттестации работников на соответствие занимаемой должности.
10
V. Показатель - финансово-экономическая деятельность (тыс. руб. в расчете на 1 НПР)
В общем объеме консолидированного бюджета вуза доля бюджетных средств составила в 2016 г. 54% против 45% в 2015 г.
При этом доходы МАДИ от финансово-экономической деятельности в целом из расчета на 1 НПР (это один из ключевых показателей мониторинга) увеличились на 9,8% и составили 2841,2 тыс. руб. против 2588,01 тыс. руб.

Структура доходов

12
Доля расходов на заработную плату с начислениями еще больше - 71%, почти 9,5% - стипендии, чуть меньше 5,2%, или 54 млн руб., ЖКХ, около 1%, или 6,4 млн руб., - услуги по содержанию зданий.


13
Стипендиальное обеспечение в структуре расходов:
- почти 60% студентов не получают стипендии, в основном, по известным причинам;
- охвачены стипендиальным обеспечением 2106 человек при контингенте обучающихся по дневной форме обучения 8880 человек.
Из них получают:
- повышенную академическую стипендию по Постановлению Правительства РФ № 945 в зависимости от курса в размере от 10,0 до 13,5 тыс. руб.;
- повышенную стипендию по Постановлению Правительства РФ № 679 в размере 9,9 тыс. руб. (3%);
- 0,1% удостоены стипендий Президента и Правительства в размере соответственно 2,2 и 1,4 тыс. руб.;
- 522 студента получают социальную стипендию в размере 6,3 тыс. руб.;
- материальную помощь получил 231 человек;
- 27 студентов из числа сирот находятся на полном гособеспечении.
14
Приоритеты МАДИ на второй семестр 2016/2017 учебного года:
- повышение качества подготовки кадров; ликвидация задолженностей за первый семестр;
- повышение среднего балла по ЕГЭ абитуриентов, в том числе через совершенствование профориентационной системы вуза;
- развитие научно-исследовательской деятельности;
- оптимизация административной структуры вуза;
- расширение охвата обучающихся мерами социальной поддержки;
- формирование позитивного образа вуза;
- разработка Программы развития на период до 2021 г.
«Миссия МАДИ видится как содействие опережающему развитию отраслей автомобильно-дорожного комплекса России для повышения конкурентоспособности национальной экономики, устойчивому развитию российских регионов в интересах государства, бизнеса и граждан.
Стратегическая цель - развитие МАДИ как инновационной научно-образовательной платформы - лидера в подготовке конкурентоспособных кадров, создании и внедрении техники и технологий опережающего развития отраслей автомобильно-дорожного комплекса России.
Траектория развития: от Университета 2.0 к Университету 3.0.»

По окончании выступления Виктор Францевич поблагодарил за внимание и пожелал коллективу плодотворной работы на благо МАДИ.

Зал (1)

Зал (2)

Билет