Михаилу Васильевичу Немчинову – 80 лет

Немчинов

Заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Лауреату президентской стипендии выдающимся учёным России, доктору технических наук, профессору Михаилу Васильевичу Немчинову исполняется 80 лет
Михаил Васильевич Немчинов родился 28 февраля 1937 года. В 1955 году он поступил в Московский институт инженеров городского строительства (МИИГСМ) на факультет «Автомобильные дороги», где проучился до 1959 года, когда МИИГСМ был закрыт, а «Автодорожный факультет» был переведён в МАДИ. М.В Немчинов закончил МАДИ в 1960 году, став первым студентом получившим диплом с отличием.
Окончив МАДИ, М.В. Немчинов поехал работать на Дальний Восток. В Хабаровском автомобильно-дорожном институте, филиале института «Гипроавтотранс», в институте Хабаровскгражданпроект он участвовал в изысканиях и проектировании мостового перехода через реку Большая Бира, в научных исследованиях пучин на автомобильных дорогах Амурской области.
В 1962 г. Михаил Васильевич поступил в аспирантуру МАДИ по кафедре изысканий и проектирования дорог, где учился и работал под руководством выдающихся учёных - профессора О.В. Андреева (научный руководитель) и проф. В.Ф. Бабкова (зав. кафедрой). Они научили М.В. Немчинова «правильной» научной работе. Много полезного М.В. Немчинову дало общение с преподавателями кафедры Н.П. Орнатским, В.С. Порожняковым, коллегами - аспирантами В.В. Сильяновым, В.П. Пуркиным, Е.М. Лобановым, В.П. Залугой, Ю.М. Ситниковым и другими. В 1966 г. М.В. Немчинов успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Защита малых искусственных сооружений на автомобильных дорогах от местных размывов». В 1968-1969 годах М.В. Немчинов работал в отделе испытания шин Научно-исследовательского института шинной промышленности, где он начал исследовать проблему сцепления автомобильных шин с покрытиями дорог. Хорошо зная гидравлику, он разработал теорию глиссирования автомобильных шин и оригинально проверил её справедливость - путём обработки результатов многочисленных зарубежных и отечественных испытаний шин на мокрых дорогах. В последующем он организовал и провёл обширные теоретические и экспериментальные исследования образования водного стока на проезжей части дорог во время дождя. Цель этой работы - разработка параметров текстуры поверхности дорожных покрытий, обеспечивающих безопасность движения автомобиля на мокрых дорогах (в том числе во время дождя и после него).
17 лет на «Ордена Ленина» автомобильной дороге Москва - Ленинград Михаил Васильевич строил специальные опытные участки для проверки своих теоретических разработок. Эти исследования послужили основой двух монографий на эту тему (единственных в мире: «Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей», 1985 г. и «Текстура поверхности дорожных покрытий», 2010 г.) и его докторской диссертации, защищённой в 1989 г. С 1970 г. по 1980 г.
М.В. Немчинов работал на кафедре градостроительства МИСИ им. В.В. Куйбышева, где укрепил и расширил свои знания и практический опыт в области городского дорожного строительства, транспортной планировки городов, организации и управления движением общественного и других видов городского транспорта.
В 1980 году по приглашению проф. В.Ф. Бабкова
М.В. Немчинов вернулся в МАДИ, но уже на кафедру строительства и эксплуатации дорог, где он и работает до настоящего времени. С 1981 года работает учёным секретарём учёного совета МАДИ. За это время через учёный совет МАДИ прошло подавляющее большинство доцентов и профессоров, которым М.В. Немчинов помогал получать учёные звания. Под руководством М.В. Немчинова подготовлено и защищено более
25 кандидатских диссертаций (аспиранты из Латвии, России, Казахстана). Все эти годы Михаил Васильевич вёл преподавательскую работу. Более 20 лет тесно сотрудничал с Министерством автомобильных дорог Казахской ССР.
Круг научных интересов М.В. Немчинова исключительно широк: фактически все основные вопросы дорожного строительства: от планирования сетей автомобильных дорог до строительства земляного полотна, гидротехнических сооружений на дорогах, зимнего содержания дорог, проектирования и строительства дорожных одежд, экологии автомобильных дорог. Многие его разработки были приняты Росавтодором РФ в качестве нормативных и методических документов (ВСН 38-90 «Технические указания по строительству шероховатых дорожных покрытий»). Практически все его работы являются оригинальными и не имеют аналогов в мире: «Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог», 1993 г., 1997 г.; «Охрана окружающей природной среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог», 2004 г., 2009 г. (обе книги написаны в соавторстве с проф. В.В. Силкиным); «Автомобильные дороги России. Состояние и перспективы», 2007 г.; «Автомобильно-дорожные сети Российской Федерации», 2013 г.; «Физика и динамика работы дорожной одежды автомобильных дорог», 2012 г.; Дорожная одежда автомобильных дорог. Расчёт и проектирование», 2016; учебник для вузов «Строительство городских улиц и дорог» (ч. 1 - «Технологии земляных работ», 2014 г.; ч. 2 - «Технология строительства дорожных одежд, инженерного оборудования и благоустройства городских улиц и дорог», 2010 г.).
М.В. Немчинов - хороший организатор. Он лично сформировал три ходовые лаборатории по оценке сцепных качеств (в МИСИ, в МАДИ), организовал изготовление первого экземпляра лаборатории КП-511 и провёл её государственные испытания; организовал и провёл в стенах МАДИ четыре Всероссийских Дорожных Конгресса (2009-2015 гг.), несколько Всероссийских научных семинаров.
Научная и учебная деятельность профессора М.В. Немчинова продолжается. Его труды не остались незамеченными. Ему присвоены почётные звания: 1987-1998 гг. - «Почётный дорожник Казахской ССР», «Почётный транспортный строитель», «Почётный дорожник России», «Заслуженный деятель науки РФ»; 2007 г. - «Почётный работник высшего профессионального образования». В 1994 г. решением Президиума РАН М.В. Немчинову присуждена Государственная научная стипендия - на три года (1994-1996 гг.). Он награждён медалями «Ветеран труда», «850-летия Москвы», юбилейным нагрудным знаком «200 лет транспортному образованию в России» (2009 г.).