ПЛОБД – 45 лет

Сильянов

Безопасность движения под контролем.
1 февраля исполнилось 45 лет со дня основания Проблемной Лаборатории Организации и Безопасности Движения (ПЛОБД). В гостях у редакции научный руководитель ПЛОБД, заслуженный деятель науки и техники России, д-р техн. наук, проф. Валентин Васильевич Сильянов.

Добрый день, Валентин Васильевич! Ваша лаборатория получила статус межкафедрального научного подразделения МАДИ. Расскажите, пожалуйста, кто был инициатором создания лаборатории?
Проблемная Лаборатория Организации и Безопасности Движения (ПЛОБД) была создана в соответствии с Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике по инициативе ректора МАДИ, председателя Научного совета ГКНТ СССР по проблеме «Безопасность дорожного движения», проф., д-ра техн. наук Л.Л. Афанасьева. Первым научным руководителем ПЛОБД в 1971 г. стал проф., д-р техн. наук В.Н. Иванов, внесший большой вклад в ее становление и развитие. С 1975 по 1985 гг. лабораторию возглавлял доц., канд. техн. наук В.Н. Сытник, а с 1985 г. я был назначен научным руководителем. В настоящее время заведующим ПЛОБД является канд. техн. наук, доц. А.Б. Чубуков.

Какие задачи стояли перед Вами?
Наша лаборатория выполняла теоретические и практические исследования по заданию Научного совета ГКНТ СССР по проблеме «Безопасность дорожного движения».
Основными направлениями научных и опытно-конструкторских работ, проводимых ПЛОБД, были:
– выполнение фундаментальных научных исследований по проблеме безопасности дорожного движения;
– научное обоснование концепций снижения аварийности на автомобильных дорогах СССР и России;
– разработка единого теоретического подхода к построению математической модели системы «водитель – автомобиль – дорога – окружающая среда»;
– разработка теоретических основ функционирования и структуры системы предотвращения столкновений автомобилей;
– разработка комплекса программ имитационного моделирования движения транспортных потоков с целью прогнозирования уровня аварийности и аварийных (конфликтных) ситуаций на дорогах, а также прогнозирования и оценки существующей пропускной способности автомобильных дорог с целью разработки практических мероприятий по предупреждению тяжёлых ДТП и заторов;
– разработка методических рекомендаций по транспортному воспитанию родителей и детей, участвующих в дорожном движении;
– подготовка пятилетних планов НИОКР по заданию ГКНТ СССР по проблеме «Безопасность дорожного движения»;
– внедрение научных разработок в учебный процесс вузов СССР и России;
– участие во Всесоюзных, всероссийских и международных форумах по безопасности дорожного движения.

Какие проблемы в области безопасности движения Вы решаете в последнее время?
С 2014 г. ПЛОБД занимается изучением и продвижением передового опыта по снижению рисков вождения в нетрезвом состоянии в рамках международного социального проекта «Автотрезвость» (отв. исп. М.А. Плотникова). В России проект реализуется МАДИ при поддержке Международного альянса за ответственное потребление алкоголя (International Alliance for Responsible Drinking-IARD). В 2014–2015 гг. пилотная часть проекта осуществляется в пяти регионах страны и направлена на поддержку Международного десятилетия действий за повышение безопасности дорожного движения 2011–2020 и российских программ по ОБДД.
Сотрудники ПЛОБД (В.В. Сильянов, А.В. Уткин, Д.В. Оськин и др.) активно участвовали в реализации международного проекта TEMPUS IV. В 2016 г. идет подготовка к проекту ERASMUS+ по повышению безопасности дорожного движения в России при активной помощи FERSI и с участием Грузии.
Сегодня ПЛОБД совместно с ведущими научными сотрудниками НИЦ БД МВД РФ д-ром техн. наук, проф. В.Т. Капитановым и канд. техн. наук, доц. О.Ю. Мониной начала инновационное научное исследование в области прогнозирования основных показателей дорожно-транспортной аварийности в России на основе анализа динамики изменения показателей социально-экономического развития для обеспечения введения превентивных комплексов мероприятий в области повышения социальной и транспортной безопасности.

Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
Особенно хочу отметить, что в результате международного сотрудничества (2003–2010 гг.) ПЛОБД с Линчопингским Университетом (Швеция) был создан Российско-Шведский учебно-методический центр дистанционного образования при МАДИ на базе ПЛОБД. Центр предоставляет возможность распространения национального и международного опыта в области безопасности движения и информирование о технологии дистанционного обучения.
С 2005 г. по настоящее время ПЛОБД активно сотрудничает с Европейским Форумом Научно-исследовательских организаций по безопасности дорожного движения (Forum of European Road Safety Research Institutes-FERSI), представляя Россию. FERSI было создано в 1991 г. 15 странами-членами Европейского Союза с целью объединения усилий национальных организаций и координации научно-исследовательских работ в области безопасности дорожного движения на Европейском уровне.
ПЛОБД участвует в организации и проведении Российско-Германских конференций по безопасности дорожного движения, которые регулярно проводятся раз в два года с 2002 г.
ПЛОБД взаимодействует с Правительственной комиссией по безопасности дорожного движения России.
В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности движения в 2006–2012 гг.» ПЛОБД создан информационно-образовательный сайт по проблеме повышения безопасности дорожного движения: www.пбдд.рф. Я рекомендую использовать этот сайт в научной работе и в учебном процессе как преподавателям и сотрудникам МАДИ, так и студентам и аспирантам.

Какую помощь Вы оказывается в подготовке молодых научных кадров?
У нас прошли стажировку, работали, а затем защитили 45 диссертаций на учёную степень канд. техн. наук и две – д-ра техн. наук, выполнено более 200 дипломных проектов. Сотрудники лаборатории проводят консультации дипломников и аспирантов разных кафедр МАДИ.
Совместно с Норвегией и Финляндией при финансировании Совета Министров Северных стран сотрудниками лаборатории был подготовлен и издан на русском языке «Справочник по безопасности дорожного движения», представленный на главной странице сайта МАДИ, широко используемый специалистами и студентами.
ПЛОБД осуществляет работы по изданию международного научно-технического журнала «Наука и Техника в дорожной отрасли», входящего в перечень ВАК, и научно-технического журнала, издаваемого на английском языке совместно МАДИ, Университетом Транспорта и Коммуникаций (г. Ханой, Вьетнам) и Юго-Западным Джиаотонгским Университетом (Чэнду, Китай) “Scientific Journal for Transportation”, в которых молодые ученые печатают свои труды.
Спасибо. Желаем Вашему коллективу дальнейших творческих успехов.

Беседу вела Виноградова В.В.