ЛУКАНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Второго февраля в МАДИ прошла международная научно-техническая конференция «7-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Подготовка и проведение подобной конференции кафедрами «Теплотехника и автотракторные двигатели», «Техносферная безопасность» и «Высшая математика», в развитие научных направлений которых значительный вклад внес Валентин Николаевич Луканин, стало доброй традицией. Широкий спектр научно-практических вопросов определил разделение конференции на две подсекции: «Двигатели внутреннего сгорания» и «Экологические проблемы в АТК» В работе конференции приняли участие более 100 человек. Формат конференции позволяет выступить с докладами как опытным ученым и производственникам, так и начинающим научную деятельность аспирантам и даже студентам. Активное участие в работе конференции приняли ученые и аспиранты таких Российских высших учебных заведений как МАДИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН, МАМИ, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, СамГТУ, ВолгГТУ и др., а также представители производства ОАО «КАМАЗ», ОАО «Пензадизельмаш», НПО «Турботехника» и др. Кроме Российских ученых в работе конференции приняли зарубежные ученые из Польши, Литвы и Вьетнама.

Среди всего многообразия проблем автотранспортного комплекса наибольшее внимание докладчики уделили вопросам совершенствования конструкции, рабочего процесса и экологии дизелей. Доклады этой тематики вызывали наибольшее количество вопросов к докладчикам и последующее обсуждение этих докладов в кулуарах. Значительный интерес вызвали доклады проф. М.Г. Шатрова, проф. Л.В. Грехова, проф. Л.Н. Голубкова, доц. А.Ю. Дунина по результатам совместной работы учёных МАДИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана по исследованию повышения давления впрыскивания топлива в дизеле до давлений в 350 МПа.

Большое внимание было уделено вопросам математического моделирования различных процессов в ДВС, и особенно дизелях. Интересен доклад проф. Кавтарадзе Р.З. (МГТУ им. Н.Э. Баумана) об истории и проблемах совершенствования расчета процессов смесеобразования в дизелях.

Необходимо отметить, что в последнее время происходит качественное изменение используемого для этого программного обеспечения. Большинство исследователей и разработчиков используют крупные программные пакеты широкого назначения и практически не применяют доморощенные программы.

С интересом воспринят доклад проф. В.Н. Каминского о разработке в НПО «Турботехника» гибридного агрегата наддува, в котором колесо компрессора приводится во вращение совместно турбиной и трёхфазным электродвигателем. Причём на некоторых режимах работы электродвигатель превращается в генератор и отдает электричество в автомобильную сеть.

Отличительной особенностью докладов, сделанных учеными МАДИ, было участие студентов специальности ДВС, будущих бакалавров, инженеров и магистров.

Участники отметили высокий уровень подготовки и проведения конференции и выразили пожелания в продолжении проведения подобных конференций.

 

П.В. Сафронов