Я в МАДИ, МАДИ во мне – 60 лет вместе

Додонов

1957 год, август. В Москве грандиозное празднество - VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Событие для страны историческое, незабываемое, одно из первых значимых для периода в истории нашей Родины, которое назовут «хрущевской оттепелью».
В августе 1957 года я и мои друзья сделали свой выбор - мы поступали в МАДИ. Для нас это был осознанный выбор. Только МАДИ - другого не дано. После только что закончившихся выпускных экзаменов в школе - экзамены в институт. Экзамены сложные и без права на ошибку: русский язык и литература (сочинение), 2 математики - письменная и устная, физика (устно) и иностранный язык. Заявление принимается только на конкретную специальность. Одна из престижных - «Строительные и дорожные машины». Проходной балл 23 из 25 возможных.
С тех августовских дней 1957 года и до сегодняшнего дня я знаю только одну дорогу жизненно важную для меня: из дома - в институт. Учился легко. «Четверок» - немного. В результате - красный диплом с отличием. При распределении было два предложения на выбор - экономика и теоретическая механика. Уж простите, экономисты, но душой я - инженер.
Учили нас на все 100. Только с гарантией качества. Лекции и практические занятия, учебные механические мастерские, литьё, сварка, производственная и технологическая практика на лучших заводах СССР: Рыбинский завод дорожных машин, Харьковский тракторный ремонтный (военный комплекс). Хорошо, помню как получали профессиональные права тракториста (учились на тракторе СТАЛИНЕЦ-80) и водительские права на автомобиль, как в студенческом конструкторском бюро, выполнявшем работы на хозрасчетной основе, проектировали манипулятор для дистанционной съёмки по заказу МОСФИЛЬМА. Затем практика на инженерной должности во ВНИИстройдормаше (точное название отдела забыл, а фамилию начальника помню - Бречко С.И.). Института уже нет, но аббревиатуру СДМ все знают как название банка, образовавшегося на месте того крупнейшего НИИ.
«Картошка» - куда без неё. Работали на картофельных полях в деревне.
Про ВНИИстройдормаш нужно сказать отдельно. Дело прошлое, и по истечении срока давности можно раскрыть секрет: институт «спрятал» там почти всех наших девушек - студенток 5-го курса - и «укрыл» от распределения. Правда, для этого им пришлось перейти на вечернее отделение. Несколько пар в нашей группе поженились и создали семьи, в их числе и я. ВНИИстройдормаш для многих стал родным домом. (Может быть, кто-то из них придет на встречу выпускников МАДИ?)
После окончания МАДИ я стал инженером, получил дополнительное образование по иностранному языку и вскоре был зачислен преподавателем на кафедру теоретической механики. С момента основания кафедры в 1930 году и до
1985 года ей руководил заслуженный деятель науки и техники РСФСР Абгар Альбертович Хачатуров. Вместе с такими же молодыми инженерами, как я, он создал научную школу, которая заняла достойное место в мадийской и российской автомобильной научной школе.
Во второй половине 50-х годов прошлого столетия на кафедре теоретической механики была создана научная лаборатория, деятельность которой отличилась уникальностью по сравнению с кафедральными лабораториями других вузов страны. Научный и инженерный состав лаборатории был на 100% укомплектован из выпускников МАДИ. О деятельности лаборатории можно подробно почитать на сайте МАДИ. Ограничусь списком тех, кто вошел в научную школу: Г.П. Григорян, Г.В. Гольдин, И.К. Пчелин, В.Л. Афанасьев, В.И. Кольцов, В.С. Васильев, Е.И. Яковлев, А.Д. Поспелов, С.А. Гончаров, Т.П. Матвеева, Т.А. Муравьёва. Выпускник факультета дорожных машин В.П. Жигарев принял от А.А. Хачатурова заведование кафедрой и проработал в этой должности около 20 лет. Мадийская наука прорастала ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО благодаря выпускникам МАДИ. Самое печальное, что сейчас об этом можно говорить только в прошедшем времени.
Большинство действующих преподавателей кафедры - также выпускники МАДИ. В их числе действующий заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор В.Б. Борисевич.
Преподаватели и сотрудники: Е.А. Ростова, Т.Л. Артемьева, С.Г. Бабенкова, В.М. Борисов, Ю.В. Борисов, С.В. Борисов, А.Л. Машкин, Н.Н. Ященко - все носят почетное звание «мадиец». Я горжусь тем, что нахожусь в их числе.
Своё призвание я нашел в разработке современной методики преподавания в техническом университете. Сейчас занимаюсь проблемами электронного обучения.
В заключение несколько слов о том, что очень волнует меня сейчас, - о молодой смене. Принято говорить, что новые поколения будут умнее нас, пойдут дальше. Хотелось бы и мне думать также. Но не могу. Я не сужу историю. Но те, кто приходит нам на смену не создают уверенности в их способности взять штурвал в свои руки.
Есть только надежда, что вновь приходящий к нам в этом году XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов разбудит молодых к творчеству и будет способствовать созиданию новой мадийской научной школы XXI века.
А «стариков» тех легендарных 60-х годов поздравляю с тем, что они сделали в МАДИ и для МАДИ.

Профессор кафедры теоретической механики,
заслуженный работник высшего профессионального
образования Российской Федерации Додонов Б.М.