Учим студентов – учимся сами

                  Публикации являются одним из способов повышения эффективности работы МАДИ.

         На одном из последних совещаний группы проректора по УВР проф. В.В. Ушакова обсуждался вопрос о совершенствовании методической работы на кафедрах.

          И сегодня нам бы хотелось остановиться на том, что методическая работа на кафедрах предполагает и работу по книгообеспеченности, по изданию учебной и методической литературы и т.п., что предполагает также и совместную работу кафедр и редакционно-издательского отдела.  В последнее время крайне актуально для МАДИ стало привлечение преподавателей к публикациям РИНЦ, Scopus, Web of Science. НИЧ за эти публикации даже выплачивает единовременные выплаты.

 Еще один момент: в проекте ФГОС ВО, к примеру, по направлению 190700, который получил еще дополнительное название «3+» есть пункт, касаемый обеспеченности литературой. По содержанию он выглядит следующим образом: «Срок действия литературы 5 лет с момента первой публикации». Вывод из всего вышесказанного: работы прибавится как для преподавателей, так и для сотрудников РИО.

   Все ли хорошо у нас в этой области? Мы решили просто зайти в РИО и побеседовать на эту тему с сотрудниками и начальником отдела В.В. Виноградовой.

     - По каким основным критериям Вы оцениваете работу кафедры по подготовке рукописей к изданию?

     - В течение учебного года МАДИ издает более 70 учебных пособий и 150 методических указаний. Подготовить к изданию рукопись  - сложный процесс, начиная от замысла и до технического оформления. Согласно  положению об отделе, макет рукописи готовит заинтересованная кафедра, нами разработаны технические требования к оформлению, которые размещены на сайте МАДИ в разделе РИО. Но некоторые авторы узнают это только тогда, когда приносят рукопись на редактирование. Многие работы поступают на редактирование очень хорошие как по содержанию, так и по оформлению, с такими авторами приятно работать. Но есть кафедры, которые из года в год переиздают свои работы, не перерабатывая материал, а ведь учебный процесс – есть движение вперед. Педагог должен идти в ногу со временем и давать студенту инновационный  материал.

Кафедрам при подготовке рукописей следует обратить внимание  на:

-  своевременную подачу материала;

- соблюдение технических требований при создании макета рукописи.

- Много ли заявок поступает к Вам на печатную продукцию?

     - Ежегодно  наш отдел формирует тематические планы на издание методической, учебной и научной литературы  согласно заявкам кафедр. На текущий год план методической литературы составляет 455 печатных листов, учебной – 300, научной – 325. Много это или мало, если  учесть, что в отделе работают всего  три редактора?

- Интересно ли Вам работать с авторами?

     - С людьми работать очень трудно,  но интересно. У каждого свой характер, подход к работе. Кто-то быстро справляется с правкой, кто-то «уходит в подполье» на годы. Но, тем не менее, мы всех любим.

- Как Вам кажется, автор, представляющей Вам свою рукопись будущего учебного издания, делает это искренне, желая подготовить его для студента, или просто ради «галочки» для рейтинга?

     - Учитывая, что тематические планы составляются заранее, кафедры планируют свои издания для учебного процесса, а значит,  для студента.

- Изменились ли требования к оформлению печатных изданий? Знают ли об этом авторы?

     - С требованиями  к оформлению рукописей можно ознакомиться на сайте МАДИ в разделе РИО. Особенно хотелось бы обратить внимание авторов на оформление списка литературы, формул, рисунков, графиков. Если у авторов возникают трудности при оформлении работы, то специалисты нашего отдела всегда придут на помощь.

     - В последнее время много говорят о необходимости повышения публикационной активности университета…

     - С 2013 года РИО размещает на платформе Научной электронной библиотеки  (elibrary) учебники, учебные пособия и монографии, изданные в МАДИ, тем самым повышая цитируемость и публикационную активность университета.

     Мы благодарим сотрудников РИО за ответы на вопросы. Возможно, в этом интервью мы не затронули всех проблем, которые возникают у сотрудников РИО  в ходе работы с авторами. Возможно, авторы не нашли исчерпывающих ответов на их вопросы, поэтому мы говорим: общайтесь, спрашивайте, читайте информацию на сайте РИО МАДИ.

В.И. Прусова,

начальник ОМО -

 ведущая рубрики.