МОИ ВОСПОМИНАНИЯ

В далеком военном 1942 г. нам – студентам-механикам второго курса МАДИ, находившегося в эвакуации в Янги-Юле в здании школы в 15 км от Ташкента, читался курс лекций по эксплуатации и ремонту автомобиля, а лабораторные работы и практические занятия по этому курсу проходили в Академии бронетанковых войск Красной Армии. Академия находилась в самом Ташкенте и нас, небольшую группу – человек 10–15 возили туда на занятия на стареньком институтском автобусе. Получали мы от этого двойную пользу. Во-первых, аудитории были отлично оборудованы, и занятия проходили с большими интересом и пользой. А после окончания занятий нас, бывало, бесплатно кормили: чай с сахаром и маленьким кусочком белого хлеба.
Неожиданным было то, что перед входом в Академию был установлен самый тяжелый танк из когда-либо построенных – трофейный сверхтяжелый «Мойсхен» (Мышонок) массой около 200 т.


Толщина брони танка была от 50 до 200 мм, скорость 20 км/час, вооружение: две пушки 128 и 75 мм, пулеметы. Оказывается, этот гусеничный монстр был спроектирован известным немецким инженером Фердинандом Порше и являлся настоящим чудом техники. Имел электромеханическую трансмиссию, две независимые дизель-генераторные электросистемы, уникальную конструкцию ходовой части, обеспечивающую низкое давление на грунт. Эта громадина удивительно легко управлялась и на две пушки имелся боекомплект на 250 выстрелов. Его вес и габариты были устрашающими. На это немцы, видно, и рассчитывали.
Как случилось, что этот трофей оказался у стен Академии? Доставка его с фронта в далекий Ташкент для нас осталась загадкой.
Позднее было установлено, что всего было изготовлено три таких монстра.
Вспоминается и другой случай, когда я со своим товарищем Алексеем глубокой осенью 1941 г., выбираясь из Вяземского котла, куда мы студенты еще летом были направлены на строительство оборонительных укреплений, встретили на окраине одной из деревень, где-то на границе с Московской областью, брошенную немцами тяжелую пушку. Огромные чугунные колеса перекосившейся пушки глубоко провалились в грязь и прочно вмерзли.
Длинный ствол и громадный тяжелый лафет говорили о том, что орудие могло быть использовано для ведения лишь позиционной войны. Оно похоже было на «Большую Берту». Мы радовались тому, что Дед Мороз цепко приковал пушку к земле и тем самым не дал возможности ей участвовать в наступлении на Москву.

Бывший студент гр. 2А1 МАДИ (год выпуска 1945 г.),

ныне канд. техн. наук, доц. каф.

«Детали машин и теории механизмов»

Водейко В.Ф.

 

***

Рябикова
Григорий Алексеевич Дубровский был подготовлен к свершению подвигов всей своей жизнью. Сын потомственного крестьянина во время Гражданской войны, он пошел в Красную Армию отстаивать новый мир.
В 1925 г. стал членом ленинской партии. Учился в Москве на ленинских курсах при ЦК ВКП(б), а в начале войны – в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. В конце июля 1941 г. Георгий Алексеевич стал комиссаром полка.
В Великую Отечественную войну Дубровский Г.А. – заместитель командира по политической части 850-го стрелкового полка 277-й стрелковой дивизии 5-й армии 3-го Белорусского фронта. Майор Дубровский был для бойцов примером в бою. 23 июня 1944 г. участвовал в прорыве обороны противника и ликвидации окруженной витебской группировки врага.
Два батальона 617-го стрелкового полка со стороны совхоза «Крынки» должны были занять соседнее село Черкассы.
С командного пункта, где находился Георгий Алексеевич вместе с комполка, было видно, как вначале успешно развивалась атака.
Но вот у самой окраины села роты попали под губительный пулеметный огонь и вынуждены были залечь в снегу, они несли потери.
Недалеко от КП располагалась танковая рота. Дубровский бросился туда:
– Вперед!
Бойцы, увидев на головном танке Дубровского, поднялись в атаку и быстро ворвались в Черкассы. Чувствуя, что группе Дубровского придется туго, командир полка прислал на помощь самоходное орудие. Только успели установить его, как гитлеровцы двинулись в контратаку. На позиции двух батальонов шли 15 танков и около полка пехоты.
Первая, вторая, третья контратаки были отбиты, но слишком дорогой ценой: из двух батальонов в живых осталось всего восемнадцать человек. Дубровский отдал приказ отходить. Немцы пошли в четвертую контратаку. наше орудие подбило один танк противника.
Сменив позицию, подожгли второй, и в это время самоходка вздрогнула от удара вражеского снаряда. Едва Георгий Алексеевич успел выскочить из нее, как рядом разорвался снаряд...
В составе передовых отрядов майор Георгий Дубровский форсировал реки Березина и Неман.
Когда 650-й стрелковый полк, в который после выздоровления был назначен замполитом Дубровский,  вышел к Березине, мост через реку оказался взорванным. Ночью под покровом темноты полк на плотах и лодках форсировал реку в том месте, где враг меньше всего ожидал – на картах значились непроходимые болота, и ударил с тыла.
Услышав стрельбу, противник решил, что его обошли крупные силы, и начал оставлять укрепления на берегу Березины.
Отличился в боях при освобождении Вильнюса и Каунаса.
Во время наступления в направлении на Каунас 650-й полк вырвался далеко вперед и оказался в окружении, на его позиции сбрасывались сотни бомб, не переставая, била вражеская артиллерия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Дубровскому Георгию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 6172).
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. С 1946 г. подполковник Г.А. Дубровский – в запасе. Жил в г. Северске Донецкой области.
Скончался 23 апреля 1975 г. Похоронен в городе Часов Яр.

Доц. каф. «Начертательная геометрия и черчение»

Рябикова И.М.

***
Мой отец Хмельницкий Даниэль Владимирович ушел на фронт в начале июля 1941 г., не увидев родившегося сына. Я родился 21 июля.
В письмах с фронта он все время просил мою мать прислать мою фотографию. Его направили из Москвы в Ташкент на краткосрочные курсы по ремонту автотранспортной техники (в 1940 г. он закончил СТАНКИН). Далее приходили письма с фронта с указанием № военных частей. В письмах он поддерживал нас с матерью. Писал, что скоро закончится война и мы встретимся. К 1944 г. он уже командовал автотранспортным обеспечением Таманской дивизии, которая за прорыв Голубой линии получила наименование гвардейской, а отец был награжден орденом боевого Красного знамени. 13 апреля 1944 г. он был смертельно ранен и похоронен в станице Фанталовской Краснодарского края. В 1965 г. я посетил место, где похоронен отец в братской могиле. По моей просьбе руководство станицы сделало надпись на памятнике с данными моего отца, и население благодарило меня за память. Я был очень тронут таким отношением. Теперь я показываю внуку и внучке фотографию памятника, в 2015 г. мы вместе участвовали в акции «Бессмертный полк». В этом году надеюсь повторить это участие, чтобы молодежь помнила, кто им обеспечил мирную жизнь.

Профессор кафедры «Экономика автомобильного транспорта»

Хмельницкий А.Д.

***

Политковская
Мой отец Бажанов Валентин Михайлович умер в военном госпитале 25 мая 1945 г. (сразу после Великой Победы) и похоронен с военными почестями на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
Бажанов Валентин Михайлович 1911 г.р., уроженец села Подлёсово Работкинского района Нижегородского уезда. С 1932 г. служил в РККА, находясь в распоряжении Управления по начсоставу РККА с прикомандированием к инженерному управлению РККА. С 1 апреля 1938 г. был принят в объединенное строительство Главного управления Северного морского пути при СНК СССР на должность прораба. 19 марта 1939 г. назначен (в порядке перевода по объединённому строительству) инженером сектора материальных фондов Главсевморпути (приказ №431 по ГУСМП от 20.03.1939 г.). 28 ноября 1939 г. освобождён в связи с призывом в РККА (приказ №1636 от 28.11.1939, подпись начальника управления делами ГУСМП П. Попова). Согласно приказу НКО №04735 от 22 ноября 1939 г. он, как сверхсрочный служащий воентехник 1 ранга запаса, определяется в кадры РККА в Военно-инженерную академию РККА им. Куйбышева и назначается начальником фортификационной секции инженерного полигона той же академии (по данным Центрального государственного архива Советской армии (ЦГАСА) от 28.02.1992 г за №3079 (документ №015269)). В 1941–1943 гг. работал в г. Фрунзе на строительстве эвакуированных заводов. С 1943 г. – начальник инженерных войск Аварийно-восстановительной колонны МПВО. В Нахабино руководил строительством оборонительных сооружений. 23 ноября 1944 г. был награждён медалью «За боевые заслуги».

Зам. зав. кафедрой «Финансы» профессор

Политковская И.В.

***

Пантелеев
Наш дед, Николай Дмитриевич Яковлев, родился 31 декабря 1898 г. в городе Старая Русса (Новгородская область). В армию был призван в конце 1916 г. Под звуки хватающего за душу марша «Прощание славянки», замечательную русскую военную музыку, не имеющую равных в мире, на Запад, на ратный труд, подвиги и смерть шли кадровые полки великой русской армии, полные мрачной решимости, вобравшие в себя цвет обученных военному делу людей. Николай Дмитриевич участвовал в Первой мировой войне в звании младшего унтер-офицера. В Красной армии с 1918 года. На Гражданской войне командовал взводом и ротой. В последующие годы прошел путь от помощника командира батареи до командира артполка. С 1937 г. последовательно был начальником артиллерии Белорусского военного округа, Северо-Кавказского военного округа, Киевского особого военного округа. С 21 июня 1941 по 1946 был начальником Главного артиллерийского управления РККА. В задачи ГАУ входило обеспечение артиллерии всеми видами вооружения и боеприпасов, обобщение боевого опыта и разработкой новых форм применения артиллерии, и взаимодействия с иными видами войск. Часто выезжал в действующую армию, принимал участие в подготовке и проведении многих крупных операций. В феврале 1944 г. ему было присвоено воинское звание маршала артиллерии.
Помимо общеизвестных фактов я бы хотел отметить то, чем гордился Николай Дмитриевич всю свою жизнь. По его рекомендации было принято категорическое распоряжение Ставки об отводе всей артиллерии большой и особой мощности в тыл, причем отвода немедленного, без ссылок на тяжелейшую обстановку первых дней войны. Иного выхода просто не было, надо было учитывать ограниченную подвижность тяжелых и дорогостоящих орудий БМ и ОМ. Ибо мы знали, что придет такое время, что артиллерия большой и особо большой мощности займет свое место в боевых порядках наших войск, повернувших уже на запад.
После войны он возглавлял специальную комиссию по созданию ракетной отрасли. С ноября 1948 г. стал заместителем министра Вооруженных сил СССР. Николай Дмитриевич был председателем государственной комиссии при первых пусках ракет с полигона Капустин Яр, разработанных С.П. Королевым.
В 1952 г. был арестован и подвергнут репрессиям, также для получения признательных показаний от маршала был арестован его старший сын Николай. В апреле 1953 г. был реабилитирован и восстановлен в звании и должности по решению секретариата ЦК партии.
Николай Дмитриевич с 1953 г. был первым заместителем командующего, а с января 1955 г. – главнокомандующего войсками ПВО СССР, заместителем министра вооруженных сил СССР.
С 1960 г. до самой смерти служил военным инспектором-советником в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Умер 9 мая 1972 г., собираясь на встречу со своими боевыми товарищами.
Награжден: 6 орденов Ленина, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 1-ой степени, Орден Кутузова 1-ой степени, Орден Трудового Красного Знамени, медали и иностранные ордена.

Пантелеев П.К.

***

Каленова
Мой дед, Кулиш Александр Петрович родился 9 февраля 1922 г. в станице Гастагаевская Анапского района Краснодарского края. Война его застала на службе в армии в поселке Тимрюк. Александр Петрович воевал в составе Кавказского фронта, в 1942 г. принимал участие в боях за Крым. В этот период мой дед получил два ранения. После выписки из госпиталя его направили в 45-й авиационный полк воздушным стрелком пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, где он прослужил по май 1945 г. В составе этой части в 1943 г. он принимал участие в прорыве «Голубой линии» немецких укреплений на Таманском полуострове.
В 1944 г. Кулиш Александр Петрович участвовал в Одесской операции и получил медаль «За взятие Одессы».
Александр Петрович принимал участие в освобождении Европы от фашистской оккупации, участвовал в Венской наступательной операции 1945 г. и был награжден орденом «За освобождение Вены». Парад Победы 9 мая 1945 г. он встретил в Вене.
После войны Кулиш Александр Петрович был удостоен ряда наград, в числе которых орден Отечественной войны 2-й степени и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Доц. каф. «Строительство и эксплуатация дорог»

Калёнова Е.В.

***

Троицкая
Мой отец, Бердичевский Александр Абрамович (1908–1994), с 1933 г. работал на Дальнем Востоке в системе Военспецстроя Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В начале 1942 г., несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт, был направлен в 1-ое Ульяновское Гвардейское училище тяжелых танков им. В.И. Ленина на командный факультет. После окончания училища был направлен в Сталинград для получения из ремонта танков Т-34, на которых отправился на фронт под Кременчуг. После первого боя отца отправили в Челябинск для сборки в цеху 21-го нового танка ИС-2, затем на танке №6 он отбыл в 11-й Отдельный Гвардейский полк прорыва тяжелых танков под Тернополь (позднее полк назывался 11-й отдельный Гвардейский Бранденбургско-Берлинский Краснознаменный ордена Кутузова тяжелый танковый полк прорыва). Участвовал в таких наступательных операциях, как Коломыя-Обертынь, Львовско-Сандомирская (одна из 10 важнейших в войне), Висло-Одерская, Померанская и др., штурмовал Берлин. Горел в танке, получил множество осколочных ранений в спину и в голову.
Во время войны был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны был направлен зам. начальника Особого монтажного управления Минвоенморстроя в г. Берлин, в 1948 г. переведен зам. начальника треста Военсантехмонтаж Министерства строительства СССР. С 1955 г. стал управляющим трестом Мособлстройтранс Главмособлстроя, в подчинении которого было 23 автотранспортных предприятия, обслуживающих все объекты строительства Московской области.
Трест многие годы активно сотрудничал с МАДИ. Одним из первых внедрил экономико-математические методы в перевозочный процесс и занимался исследованием эксплуатационных качеств автомобилей-тяжеловозов в дорожных условиях строительных объектов. Играл огромную роль в повышении качества образования в МАДИ: брал студентов на практику, выпускников на работу, участвовал в работе ФПК института и других мероприятиях.

Троицкая1Вместе с боевыми товарищами (Бердичевский А.А. первый слева)

За успехи в работе отец был награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета», медалями «В память 800-летия Москвы», «20 лет Победы в Великой Отечественной 1941–45 г.», «30 лет Победы в Великой Отечественной 1941–45 г.», «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР», «Ветеран труда». Получил несколько знаков «Отличник соцсоревнований РСФСР», знак «Строителю Ташкента» за активное участие в строительстве города после сильного землетрясения 1967 г., Серебряную и Золотую медаль ВДНХ.
В 1970 г. отцу было присвоено звание «Заслуженного строителя РСФСР». С 1961 г. до последних лет жизни работал на общественных началах в Московском доме научно-технической пропаганды им. Ф. Дзержинского в отделе автотранспорта.
После войны был ветераном 1-ой Гвардейской Краснознаменной танковой армии под командованием М.Е. Катукова и 8-го Гвардейского Краснознаменного и ордена Суворова Прикарпатско-Берлинского механизированного корпуса как активный участник Великой Отечественной войны.
До последних лет жизни отец ходил с боевыми товарищами на встречи с учащимися подшефных школ г. Москвы.

Профессор кафедры «Автомобильные перевозки» МАДИ

Троицкая Н.А.