Не забудем подвиг выпускников МАДИ – строителей мостов Великой Отечественной

Студенты-мостовики первого выпуска специальности «Мосты» МАДИ встретили войну в 22 июня 1941 г., в 4 часа утра, в первую минуту Великой Отечественной войны. Они, находясь на производственной практике, работали на строительстве военных аэродромов на границе СССР, вблизи г. Белостока. Фашистская авиация обстреляла из пулеметов людей, находящихся на строящемся объекте, и разбомбила все самолеты, стоявшие на земле. После бомбежки, по приказу руководства практики, практиканты собрали лопаты, погрузились в машину, и направились в тыл. Только через 10 дней, с большим трудом, добрались они до Москвы.

Курлянд

Военные инженеры 4-го Военно-дорожного управления. В верхнем ряду, первый справа – К.К. Шевцов, во втором ряду – первый справа Г.А. Курлянд, второй справа – Р.В. Благоразумов. Фото 1944 г., г. Киев

По прибытию практикантов в МАДИ, было принято решение продолжить учебный процесс в эвакуации, под Ташкентом. Дипломы инженеров-мостовиков были выданы по окончании обучения без защиты дипломных проектов. В 1942 г. всех выпускников отправили на фронт с присвоением им воинского звания «инженер-лейтенант».
Выпускники кафедры мостов принимали самое действенное участие в строительстве мостов через р. Днепр в г. Днепропетровске и г. Киеве в 1943 г., через р. Вислу в Польше, через р. Одер вблизи г. Берлина в апреле 1945 г., и многих других стратегически решающих переправ.
Деревянный мост через Днепр в г. Днепропетровске был построен в кратчайшие сроки и с высоким качеством. Он просуществовал до 1956 г. и, к сожалению, был разрушен в результате пожара.
По воспоминаниям ветеранов, особое значение имел мост через Одер близ Франкфурта-на-Одере. Была поставлена задача построить мост в кратчайшие сроки, поскольку на другом берегу уже имелся плацдарм. Сначала было принято решение строить мост на старых опорах. Но от этой идеи, к счастью, отказались, поскольку скоро опоры взлетели на воздух, так как были заминированы. Фашисты всячески препятствовали строительству моста. Мадийцы постоянно подвергались ударам с воздуха фашистской авиации. На наших выпускниках было испытано новое фашистское оружие – управляемые реактивные снаряды. Построенные конструкции моста через Одер постоянно разрушались до тех пор, пока на берегу не был обнаружен немец-корректировщик.
В строительстве этого моста, и всех перечисленных переправ, принимали участие Г.А. Курлянд, Р.В. Благоразумов, К.К. Шевцов и другие выпускники МАДИ. Они служили в составе 4-го Главного Военно-дорожного управления Красной армии. Существует множество документов и свидетельств о боевых заслугах этого славного подразделения.
После прорыва на Зееловских высотах мостовые подразделения были брошены в Берлин для разбора завалов. Столица Германии, особенно в центре, была полностью разрушена ударами союзной авиации.
День Победы наши мадийцы встретили в Берлине. Но и после окончания военных действий они продолжили работу в Берлине по демонтажу военных предприятий фашистов (в частности, завода авиационных пулеметов).
Выпускники МАДИ – мостовики первого выпуска не только строили мосты во время Великой Отечественной войны.
Уровень знаний и подготовка, полученные в МАДИ, позволили выпускникам привнести огромный вклад в великую Победу и развитие Отечества в последующие годы.
Они были заняты на важнейших направлениях советской и российской науки и техники. Например, заслуженный деятель науки и техники, д-р техн. наук, проф. А.Д. Поспелов многие годы работал в военно-артиллерийской академии, а затем – на кафедре теоретической механики МАДИ. Выпускник – мостовик А.С. Иванов впоследствии строил Останкинскую телебашню в г. Москве. Р.В. Благоразумов многие годы работал на военной кафедре МАДИ. Г.А. Курлянд работал на руководящих должностях в структуре Главмосинжстроя, К.К. Шевцов разработал учебник по инженерной экологии.

Проф. каф. «Мосты, тоннели и строительные конструкции»

Курлянд В.Г.