«Инженерный класс в московской школе»: первые итоги

С помощью ультразвукового дефектоскопа проводим неразрушающий контроль

С помощью ультразвукового дефектоскопа
проводится неразрушающий контроль

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) был в числе первых московских технических вузов, приступивших в мае 2015 года к выполнению проекта Департамента образования г. Москвы «Инженерный класс в московской школе». Эта инициатива позволила сделать реальные шаги по претворению в жизнь решений Правительства Российской Федерации о совершенствовании инженерного образования.


Школьники, приступившие 1 сентября 2015 года к занятиям в инженерных классах, проучились два учебных года, пора подводить первые итоги. Очевидно, что ожидаемое усиление физико-математической подготовки в подобных классах можно будет оценить только по результатам ЕГЭ. Для оценки расширения инженерного кругозора, умения применять знания, полученные по «традиционным» школьным предметам, для решения инженерных задач, а также для выявления склонности к инженерному творчеству необходимы другие испытания. Таковым должен стать «предпрофессиональный» экзамен, который, как известно, проводится в апреле-мае 2017 года (в два этапа) впервые. Первый этап - «теоретический» - прошел на базе Московского центра контроля качества образования (МЦКО), а второй - «практический» - проходит в вузах, принимающих участие в проекте «Инженерный класс в московской школе».
Проведение нового экзамена стало испытанием и для разработчиков контрольно-измерительных материалов вуза. Действительно, какой «мини-проект» может выполнить школьник за 90 минут или какую практическую задачу он сможет решить за 60 минут? Обсудив сложившуюся ситуацию, преподаватели МАДИ пришли к выводу, что, во-первых, задачи и проекты должны быть разнообразными и отражать весь спектр направлений подготовки в техническом университете. Во-вторых, надо дать возможность учащимся что-то сделать своими руками: собрать электрическую схему, произвести измерения с помощью современного прибора, познакомиться со свойствами современных машиностроительных материалов (так называемых «композитов») или с материалами, используемыми в строительстве дорог, спроектировать схему организации дорожного движения на перекрёстке и т.д. Наконец, очень важно проверить умение применять на практике полученные знания по физике, черчению, информатике и естественным наукам.
Помогли и занятия циклов «Университетские субботы» и «Инженерные субботы» (они проводились в МАДИ практически каждую субботу в течение учебного года), где учащиеся имели возможность познакомиться практически со всем спектром направлений, по которым составлялись задания для «предпрофессионального» экзамена.
Подводя итоги второго этапа «предпрофессионального» экзамена, который проходил в МАДИ 27 апреля, можно сказать о низкой заинтересованности школьников этим проектом. Так, из 30 человек, записавшихся на предэкзаменационную консультацию 25 апреля, к сожалению, посетили лишь 4, на экзамен пришли только 17. Из них результаты двоих были оценены ниже 40 баллов, а остальные получили оценки от 40 до 60 баллов. По нашему мнению, низкий результат, показанный двумя школьниками, связан с недостаточной подготовкой по физике (неумение приводить размерность единиц к системе СИ, незнание понятия «давление» и т.д.).
Априорная оценка проектов «Инженерный класс», «Предпрофессиональный экзамен», «Университетские субботы», «Инженерные субботы», безусловно, положительная. Однако о реальных результатах можно будет судить, во-первых, после подведения полных итогов «предпрофессионального» экзамена. Во-вторых, необходимо сравнить долю выбравших физику в «экспериментальных» - инженерных классах и в «контрольных» - «обычных» классах, а также результаты ЕГЭ по математике и физике в этих группах классов. В-третьих, наиболее «выпуклым» результатом будет поступление выпускников инженерных классов в вузы: их выбор вуза, средний балл по профильным предметам, успеваемость на первом курсе, а самое главное мы узнаем позже - вырастут из них (как мы надеемся) высококлассные специалисты или нет.

Соловьев А.Н.

Тепловизор позволяет определить скрытые дефекты в композитах

 Тепловизор позволяет определить
скрытые дефекты в композитах