В ногу со временем

На кафедре мостов, тоннелей и строительных конструкций ведется преподавание более 50 дисциплин по учебным программам подготовки специалистов (гp. ЗМС2-3, 4МС2-3, 5МС2-3, 6МС2-3), бакалавров (гр. 2бАМТ, ЗбАМТ, ЗбГТС, 4бГТС) и магистрантов (lмМ, 2мМ).
Широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники и IТ-технологий расширяет возможности более наглядного и содержательного изложения учебного материала при всех формах занятий: лекционных, практических, лабораторных.
Преподаватели кафедры в течение ряда лет на лекциях и практических занятиях успешно используют в качестве иллюстративного материала демонстрацию слайдов и видеофильмов, отражающих современные тенденции развития мосто- и тоннелестроения.
Однако такое узконаправленное применение электронной техники в учебном процессе не даёт должного эффекта в освоении учебного материала. Это всё равно, что использовать компьютер в качестве калькулятора. Помогает, но не очень.
Всем давно известно, что главная цель обучения - научить учиться, заинтересовать студентов, убедить их в том, что самостоятельно и критично воспринимать предлагаемую преподавателем информацию интересно. Исчезает поверхностное восприятие. Полученные знания становятся осознанными. У студентов повышается самооценка. Интернет и электронная техника превращаются в надежных помощников.
С этой целью многие преподаватели кафедры апробировали и используют в учебном процессе подготовку студентами рефератов на заранее заданную тему. Студенты сами предлагают и согласовывают с преподавателем темы рефератов, соответствующие материалам лекций и курсового проектирования. Отобрав из различных источников информации (в том числе из Интернета) соответствующий материал, проанализировав его и сделав выводы, будущие инженеры на очередном практическом занятии представляют свои доклады с презентациями, отвечают на вопросы сокурсников и преподавателей.
В ходе творческой дискуссии обсуждаются различные аспекты поставленной докладчиком проблемы и намечаются возможные пути ее решения. Материалы реферата студенты используют в курсовом и дипломном проектировании, в дальнейшем они могут стать основой статей, представляемых в сборники научных трудов и научно-технические журналы.
Следует отметить большой интерес студентов к такой форме занятий, их активность и заинтересованность в положительной оценке. Важное значение имеет приобретение студентами навыков публичных выступлений, умения формулировать вопросы и ответы, вести дискуссии по вопросам, связанным с их будущей профессией.
Такая форма занятий позволяет сохранить и даже увеличить объём учебного материала, что в связи с сокращением лекционных часов очень актуально.
В текущем году актуальные и содержательные презентации по дисциплине «Проектирование и строительство автодорожных и городских тоннелей» представили студенты гp. 5МС2 - Егорова Е.С., Гараев А.А., Стрельников М.А., Сепербергов М.М., Симонов Д.А., Пересыпкин В.В., Мустафа Ахмед, Зидан Мажд и др.
Необходимо также отметить интересные творческие презентации по дисциплине «Мониторинг при строительстве городских транспортных сооружений», подготовленные бакалаврами гр. 3Бгтс - Бутымовым Д., Кловским А., Тизяевым А., Сентябовым А., Наумовым М., Фатеховой Э. и др. под руководством доктора технических наук, профессора Александра Ильича Васильева.

Маковский Л.В.