Команда МАДИ – призеры международных автомобильных соревнований

  В соответствии с приглашением концерна Шелл, в период с 12 по 18 мая  команда МАДИ приняла участие в Международных соревнованиях в Голландии (Нидерланды) – г. Роттердам – Шелл-Эко-Марафон – Энергоэффективные автомобили.

       Данные соревнования проводятся уже  несколько десятков лет – основная цель привлечь студенческие команды из учебных заведений Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки, способные спроектировать и изготовить наиболее энергоэффективное транспортное средство, то есть автомобиль, имеющий наибольший пробег на 1 л  условного топлива. Кстати, рекорд 2014 года в категории  «Прототипы» установлен французской командой  Microjoule,  болид, который  сумел на 1 л  топлива преодолеть 3314,9 км,  а в категории  «Городской концепт» команда Французского лицея Lycce Louis Delage установила рекорд  для автомобилей с бензиновым двигателем – 468,8 км  на 1 литре. Рекорд для автомобилей с дизельным двигателем 389  км – установлен командой университета Оденбурга (Германия).

        Соревнования проводились в Нидерландах  в г. Роттердаме на трассе, включающей городские улицы,  общей протяженностью 16 км. (один круг – 1,6 км)

 В соревнованиях участвовали   198 команд из учебных заведений 30 стран. Несколькими командами были представлены университеты Франции, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Бельгии и другие. Университетские команды из Туниса, Абу-Даби, Марокко, Нигерии  также представили свои энергоэффективные автомобильные конструкции. Следует отметить, что Турция была представлена  6 командами, а Украина одной командой – Харьковского Национального Автомобильно-дорожного Университета.

  Российскую Федерацию представляла команда МАДИ.

  Каким же образом можно на 1 л топлива проехать более 3000 км?

    Суть в  минимизации и оптимизации  конструкции транспортного средства и новых технических решений. Известно, что чем меньше вес автомобильной конструкции, тем меньше  расход топлива, так, вес болида  МАДИ составил 56 кг, а вес пилота нашего болида – студентки 5 курса факультета «Автомобильный транспорт» Татьяны Федоровой, экипированной в специальный костюм и в шлеме, составил 51 кг. По правилам соревнований вес пилота не может быть меньше 50 кг. И наверное, поэтому в подавляющем большинстве   «пилоты» команд участников, как правило, изящные и небольшого роста девушки.

     Регламент соревнований весьма жесткий, и конструкция болида должна отвечать  определенным требованиям на соответствие габаритных размеров и безопасности:   тормозная система обязательно 2 контура, главная дуга безопасности должна  выдерживать нагрузку не меньше 70 кг, а ремни безопасности выдерживать в подвешенном состоянии автомобиль вместе с  пилотом на определенной высоте, звуковой сигнал должен  выдавать не менее  86 дБ и т.д.   Для этого международной технической комиссией перед соревнованиями проводится оценка тормозных качеств конструкции, управляемости (радиус поворота не более 10 м) «дизайн – чек» и другие проверки конструкции по определенному регламенту.

       Следует отметить, что, из более чем 100 команд, использующих бензиновое топливо, только  41 команда получила результат.

       Приключения команды МАДИ начались еще на белорусской границе, где запасной двигатель болида (двигатель от бензокосилки Хонда-GX-35) не пропустили через границу  и его пришлось оставить.

       И именно двигатель, установленный на болиде, отказал во время тестовых заездов. При запуске в режиме «старт-стоп»  произошла «обратная вспышка» и проворачивание  колен-вала.

      С невероятными «ноу-хау»  команде МАДИ удалось отремонтировать двигатель и вызвать неподдельное изумление представителей технической комиссии  из Нидерландов. И тем самым доказать, что  инженерная подготовка в МАДИ позволяет осуществлять, казалось бы,  совсем нереальные технические решения.

     Затем приключения продолжились: на следующем тестовом заезде произошел отказ сцепления, и снова поиск возможных технических решений для выполнения ремонта. Нужно отметить, что все команды старались помочь друг другу. Команда МАДИ поделилась с командой Харьковского Национального Автомобильно-дорожного Университета огнетушителем, устанавливаемым на болид, команда из   Германии помогла нашей команде с запасными частями для сцепления. А команда МАДИ помогла Марокканской  команде отремонтировать двигатель.

  В результате, наша команда   вышла на финальные заезды, в каждом из которых участвовало от 50 до 60 болидов одновременно. И вот на 6 круге в болид МАДИ  сзади въезжает  транспортное средство команды из Нигерии. По правилам соревнований, участники  дорожно-транспортного происшествия независимо от степени вины снимаются  с тестовых заездов. Досаде и разочарованию не было предела. Но молодость и взаимопонимание берут свое, и вот уже пилоты Российской и Нигерийской команды,  обнявшись, идут  к судейской бригаде.

     И что же в итоге?

     Да, наша команда не получила зачетного результата по экономичности транспортного средства, но проявила  решительность, находчивость, инженерную смекалку и, в результате, награждена огромным кубком за  упорство в достижении целей и денежной премией в размере 1500 евро.

    Соревнования широко освещались в Европейской прессе и отечественных СМИ – таких, как Российская Газета,   Колесо, Автомобильное время и другие. И это позволило достойно позиционировать  МАДИ среди университетов Европы и Азии. Особо следует отметить тот факт, что, именно благодаря команде нашего университета, Российский флаг был среди 30 флагов стран участниц соревнований.

  Команда МАДИ в составе: Сотсков А.В. – капитан, к.т.н., асс. кафедры  ЭАТиС; Федорова Т.Д. – пилот, студентка 5АС3; Измайлова Д.А.

– 2-ой пилот, инженер; Булгаков В.Н. – инженер; Гулый В.В.–механик, студент 5А2; Камитов М.С. – механик, студент 3А1; Ребров О.Е. –  инженер; Рукленок И.Ф. – аспирант; Румянцев Р.Б.– механик, студент 4А2 -  доказала на международном уровне, что инженерное образование  в России отвечает Европейским требованиям

      Участие представителей МАДИ на Международных соревнованиях такого уровня, безусловно, имеет наиважнейшее значение,  как с позиции дальнейшего развития академической мобильности, так и с геополитических позиций России.  

Куратор проекта

«Shell-Eco-Marathon»,

зав. кафедрой ЭАТиС,

профессор        

                                                                      А.Н.Ременцов