Мораль и нравственность в профессиональном становлении будущего специалиста

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и

образования, не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитываемого страной»

Р. Эмерсон

         Во все времена люди признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Сегодня эта проблема в системе современного воспитания имеет еще большее значение. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия, биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые.

   Важнейшей составляющей содержания нравственного воспитания является понимание студентами нравственных ценностей как смыслообразующего компонента их нравственной воспитанности. Ценно осознание студентами сущности морали и нравственности, гуманизма, патриотизма и интернационализма, общечеловеческих добродетелей, соблюдение правил культуры поведения, формирования морально-волевых качеств, непримиримости к безнравственности, аморальным поступкам.

 «Мораль и нравственность – формы выражения духовности и общественного сознания» - так звучала тема 72 научно-методической конференции, которая была проведена в феврале 2014 года преподавателями кафедры русского языка основных факультетов. Все темы представленных докладов были так или иначе связаны с общей темой конференции и затрагивали множество вопросов, связанных с понятиями мораль и нравственность в педагогике, методике обучения русскому языку иностранных студентов, культуре речи отечественных студентов, а также психологии. 

   В ходе представления докладов преподаватели подчеркивали, что целью обучения студентов должно являться развитие духовных сил человека, возвышение его потребностей, воспитание морально ответственным и социально приспособленным, а содержанием должна быть духовная культура многонациональной России, которая прекрасно отражена в русском искусстве. Именно материалы духовной, нравственной тематики способствуют усилению мотивации обучения, стимулируют чувственно-эмоциональную сферу, речемыслительную деятельность учащихся.

   Эти мысли были отражены, например, в таких докладах преподавателей, как «Сила слова и моральных поступков –  путь к гармонии знаний и нравственности», «Многонациональная культура и духовные ценности – основа единства России», «Знакомство с русской культурой как одна из форм духовно-нравственного развития личности», «Роль художественного текста в формировании единого нравственного пространства», «Нравственные основы и психологические закономерности профессионального становления будущего специалиста», «Воспитание духовности  – основной фактор становления технического интеллигента XXI века», «Нравственные основы и психологические закономерности профессионального становления будущего специалиста».

         При подготовке к конференции преподаватели кафедры проводили дискуссии на разные темы в студенческих группах. В учебных группах первых курсов была организована дискуссия на тему: «Нравственные проблемы современного общества России». А перед обсуждением темы студенты ответили на вопросы анкеты: «С чем, по вашему мнению, связано падение нравственности в современном мире, в том числе и в России?».

         Наряду с преподавателями кафедры в конференции приняли участие студенты нашего вуза. Бекболат Ардах (2бГТС, МНР) в своем выступлении подчеркнул нравственную силу литературных произведений: «Литература оказала огромное влияние в формировании таких человеческих ценностей, как гуманность, любовь к ближнему, чуткость, мужество. Одним из важнейших душевных качеств современного молодого человека является совесть. На мой взгляд, если у человека есть совесть, то он морально очень сильный». Роль нравственных ценностей Бекболат Ардах подтвердил на примере рассказов К. Паустовского.

В конференции принял участие и аспирант второго года обучения Нгуен Хунг Мань (Вьетнам). Он выступил с интересным и содержательным докладом о значении воспитания современного молодого поколения.

         В конференции участвовали и российские студенты нашего вуза. Так, своими мыслями о современных семейных ценностях поделилась студентка А. Петрова (1бОП3). Она отметила, что «…кто-то в современных семьях просто забыл слова любовь, уважение, терпение понимание и забота… и понятие нравственность «закрыли в сундук» и «спрятали за семью замками». Студентка подчеркнула, что «…к сожалению, семья в 21 веке семья считается уже немодной. Люди, вступая в брак, хотят только получать, ничего не отдавая взамен. А ведь надо оберегать это хрупкое слово «семья», идти навстречу друг другу, верности и любви».

  Впервые в нашей конференции принял участие ученик школы, что позволило углубить двустороннюю связь «школа - вуз», так необходимую современной системе образования. Артемий Атаманенко (7 класс, школа № 1474 г. Москва) представил проектно-исследовательскую работу «Жемчужное обрамление русской речи. Роль русских традиций в воспитании морали и нравственности молодежи (на материале фразеологизмов в современном русском языке)». Целью работы было определить, как часто и зачем люди употребляют фразеологизмы в речи, в частности, фразеологизмы морально-нравственной тематики. Исследование отличается большим объемом представленного теоретического и практического материала и представляет большую ценность для школьных занятий. Результатом работы явилось издание 2 брошюр: с фразеологическими задачками и фразеологическими заданиями, которые помогут развить навык поиска фразеологизмов в литературном тексте и подготовят учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.