ТРОЕЧНИК ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ...

учим студентов

Закончилась сессия, подводятся итоги. Мы много говорим о качестве образования. В конечном итоге государство ждет от нас современного квалифицированного специалиста. Давайте же поговорим о троечниках.
Рассмотрим причины, почему вдруг студент, успешно закончивший школу, показывает посредственный результат в промежуточную аттестацию. Троечников можно разделить на три типа. Троечник – пофигист. Ему практически ничего не интересно, на занятиях появляется редко. На что надеется в сессию? Родительские деньги, связи, «авось пронесет»? Троечник на границе между успешным студентом и двоечником. Он что-то не понял, пропустил занятия по уважительной причине – болезнь, семейные обстоятельства. Ему не нравится такой статус, он борется. Третья категория троечников – это «сознательные». Это те, кто могут учиться хорошо, даже отлично, но решили, что для себя – это необязательно. На «удовлетворительно» могут сдать всегда, особо не утруждаясь, потому что способные. Зато появляется много свободного времени, хватает на увлечения, на работу. Для себя они провели переоценку, что им важнее. По их мнению, быть отличником или хорошистом материально не выгодно, есть конечно именные стипендии, но их мало, так лучше стаж заработать или параллельно чему-то еще научиться. Что о таких можно сказать? Эта категория студентов имеет средние знания, зато легко обучаема, приспособляема, успешна.
Если исходить из целевых ориентиров развития любого государства, то целью образования должен быть готовый к использованию, работающий и создающий «прибавочную стоимость» человек. Отсюда следует, что в образовании возникли две стратегии: с одной стороны – учебные достижения студентов, с другой – способность быть человеческим капиталом. И вот здесь было бы уместно вспомнить нашего троечника. Проще помочь троечнику «поневоле», побольше внимания со стороны преподавателей. К сознательным троечникам другой подход. Тут на первом месте должна появиться фигура Мастера, который увлечет ученика, передаст глубокие знания через личное общение или через Интернет. Проблемно будет приобщить к знаниям троечника-пофигиста. Обращать его в веру высшего образования надо еще на 1 курсе, где читаются базовые дисциплины: высшая математика, физика, начертательная геометрия, химия. К сожалению, это именно те дисциплины, где у Мастера может появиться только один ученик. Возможно, большая тяжесть на разжигание искорки желания учиться должна лечь на гуманитарно-социально-экономические дисциплины? Важно, чтобы сам студент захотел бы еще чему-то научиться, чтобы у него появилась самостоятельность и вера в свои творческие возможности.
Зажгите интерес к познанию у студентов. Пусть после ваших лекций, семинаров они говорят: «Как было интересно!» Этот эмоциональный ключ относится не только к личности преподавателя, но и к тому технологическому ключу, в котором работает преподаватель по своей образовательной технологии.

Прусова В.И.