ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

МАДИ с 2011 г. приступил к подготовке бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО (стандарты 3 поколения).

1 сентября 2013 г. вступил в силу ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому возникла необходимость привести действующие ФГОС ВПО в соответствии с положениями нового ФЗ.

Сейчас актуализированные стандарты, названные стандартами ФГОС ВО (3+) проходят процедуру утверждения и государственной регистрации. Часть стандартов уже зарегистрирована. Из 16 направлений подготовки бакалавров, осуществляемых в МАДИ, в настоящее время утверждены образовательные стандарты по 6 направлениям. Из 15 направлений подготовки магистрантов утверждены все стандарты.

Согласно ФГОС ВО (3+) высшее образование по программам бакалавриата (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях.

Получение образования по программе магистратуры допускается как в образовательной организации высшего образования, так и в научной организации.

При разработке и реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры необходимо ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов МАДИ.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции одинаковы для 80% направлений подготовки, что позволяет нам унифицировать преподавание таких дисциплин как «История», «Философия», БЖД, «Иностранный язык», чего в стандартах 3 поколения мы не могли сделать.

Профессиональные компетенции соответствуют виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата.

Для экспериментально-исследовательской деятельности это одни профессиональные компетенции, для расчетно-проектной – другие.

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», которые включают дисциплины базовой части.

Блок 2 «Практики» – вариативная часть программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» – базовая часть программы.

Дисциплины по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1. Объём, содержание и порядок реализации указанных дисциплин определяется образовательной организацией самостоятельно.

В рамках базовой части Блока 1 должна быть реализована дисциплина «Физическая культура» в объёме не менее 72 акад. часов (2 зачётные единицы) в форме лекций, семинарских и методических занятий, а также занятий по приёму нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объёме не менее 328 акад. часов в форме практических занятий для обеспечения физической подготовки студентов.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья мы должны установить особый порядок освоения дисциплины «Физкультура».

Дисциплины, относящиеся к базовой части программы, являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от профиля программы бакалавриата. Набор дисциплин МАДИ определяет самостоятельно в объёме, установленным стандартом, с учётом Примерной основной образовательной программы (ПООП).

Дисциплины, относящиеся к вариативной части программы МАДИ определяет самостоятельно, для формирования конкретного профиля программы. При проектировании и реализации программ бакалавриата мы должны обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин по выбору, не менее 30% вариативной части Блока 1. В том числе должны быть предусмотрены специальные условия для изучения дисциплин по выбору инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. После выбора студентом профиля программы, набор дисциплин становится обязательным для освоения обучающимся.

В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная практики (в том числе преддипломная). Преддипломная практика введена впервые, проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Тип практики при разработке ООП выбираем самостоятельно, в зависимости от вида профессиональной деятельности. Кафедры вправе предусмотреть и иные типы практик, дополнительно к установленным стандартом.

Стандартом предусматривается проведение учебной и производственной практики непосредственно в структурных подразделениях образовательной организации.

Порядок проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита ВКР, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Если образовательная организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации, то сюда входит подготовка и сдача государственного экзамена.

Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий (для «академического бакалавриата») и не более 40% (для «прикладного бакалавриата»). Для магистратуры не более 40%, было не более 20%.

Порядок проектирования и реализации образовательных программ определяется на основе:

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

– Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

– Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

На сегодняшний день понятия профессионального стандарта, порядок его разработки и применения законодательно определены. Сформирован перечень из 805 проф. стандартов по всем видам экономической деятельности. Минтрудом России утверждены 403 профессиональных стандарта, в которых квалификационные требования работодателя являются основой для создания эффективной системы профессионального образования и повышения квалификации.

Применение профессиональных стандартов при разработке ОП предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. №23).

Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Требования обновления программ ВО подразумевают учет содержания соответствующих профессиональных стандартов.

Для реализации актуализированных образовательных программ, повышения качества образовательного процесса необходимо применять новые методы и методики обучения, позволяющие заинтересовать студента в изучении как фундаментальных, так и профессиональных дисциплин. Кроме интерактивных методов обучения, сегодня мы все больше говорим о «проектно-целевом» методе обучения. Обучение студентов через реализацию реальных задач и проектов. Важно, чтобы у студента проявился интерес к учебе, понимание того, что это обязательно пригодится ему в практической деятельности. Студент уже во время обучения должен применять полученные знания в практической деятельности, совершенствовать свое практическое мастерство. Девизом студента во время обучения должны быть слова: «Все, что я познаю, я знаю для чего мне надо, где и как я могу эти знания применить».

 

Проректор по учебной и воспитательной работе Ушаков В.В.