Французская и русская революции: борьба интерпретаций

Самуйлов

В рамках проекта по развитию российско-французских научных связей кафедра философии МАДИ организовала и провела 17 мая 2017 года круглый стол на тему: «Французская и русская революции: борьба интерпретаций». В работе круглого стола приняли участие: автор книги «Французская революция» - доктор юридических наук Университета Западной Бретани (Франция) Филипп Пишо-Бравар; кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ Ф.А. Гайда, преподаватели и студенты МАДИ. Открыл работу круглого стола зав. кафедрой философии профессор М.Г. Штракс.


С первым докладом выступил Ф.А. Гайда. Он пытался доказать, что русские революции совершались по французским лекалам, приводя тому множество примеров. «Банкетная кампания» в ноябре 1904 г. воспринималась как начало Русской революции - по аналогии с Французской революцией 1848 г. Центральная роль Думы в революции 1905 г. связывалась с событиями 1789 г.  созывом Генеральных Штатов и самопровозглашением Национального собрания. Бережное отношение к послереволюционной III Думе (1907-1912) было связано с тем, что она, как и парламент Наполеона III, могла постепенно наращивать градус оппозиционности, что позволяло подготовить почву для смены политической системы в будущем. Новой, но на сей раз институционализированной «банкетной кампанией» стал в 1915 г. Прогрессивный блок, организовавший «штурм власти», который привел к падению монархии в феврале-марте 1917 г. Оправданность следования «передовому» французскому примеру, как правила объяснялась экономической и политической отсталостью России.
Следующий доклад представил Филипп Пишо-Бравар, который принадлежит к консервативному крылу французской интеллектуальный элиты, он близок к роялистским кругам Франции и противостоит силам, которые разрушили в конце XVIII века l'Ancien Régime.
По его мнению, французская революция не закончилась, противостояние продолжается и по сей день.
В своих лекциях и докладах французский ученый настойчиво подчеркивает, что истоками французской революции, кроме экономического и финансового кризиса, являются глубинные изменения в системе образования, которые происходили во Франции на стыке XVII и XVIII веков, а также систематическая борьба просветителей с католицизмом. По его мнению, картезианский дух в образовании сформировал элиту, взгляды которой резко отличались от сложившихся и ставших традиционными для французского народа, а постоянная критика католицизма подрывала авторитет существующей власти и подводила к поглощению религиозной сферы сферой политической, к появлению «гражданской религии», которая должна была помочь устроению общества и его функционированию.
Работа круглого стола закончилась содержательной дискуссией и многочисленными вопросами к докладчикам.

Самуйлов Г.Н.