ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ГИБШМАН

ГибшманЕвгений Евгеньевич Гибшман родился 20 июля 1905 г. в семье инженера путей сообщения. После окончания в 1921 г. средней школы работал техником на строительстве Перервинской плотины и в том же году поступил в МИИТ. Окончив в 1925 г. МИИТ по специальности «Инженерные сооружения», Е.Е. Гибшман продолжил свою трудовую деятельность в бюро инженерных исследований Научно-технического комитета НКПС.


В 1932 г. Евгений Евгеньевич Гибшман становится профессором и заведующим кафедрой «Мосты» Московского автомобильно-дорожного института, с которым связана вся его последующая деятельность.
В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, Е.Е. Гибшман ведет чрезвычайно активную педагогическую, методическую и производственную деятельность. Им впервые создается учебник по деревянным автодорожным мостам, проводится ряд научных исследований, организуется при кафедре мостоиспытательная станция. Он руководит проектированием глубоких вводов в Москве и Харькове, является консультантом ряда строительных трестов, проектной конторы «Стальконструкции» и научным руководителем отдела искусственных сооружений Дорнии Гушосдора НКВД. С участием и при консультации Е.Е. Гибшмана выполнены проекты мостов на Днепрострое, Москворецкого, Большого Каменного, Краснохолмского, Большого Устьинского, Чугунного, Малого Каменного и Новоарбатского мостов в Москве и в других городах.
За большие успехи в научной работе Е.Е. Гибшману в 1935 г. присваивается ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
В 1939 г. Е.Е. Гибшмана награждают знаком «Почетный дорожник».
В 1940 г. он защищает докторскую диссертацию по динамике мостов и утверждается в ученой степени доктора технических наук.
За помощь в разработке большого числа конструкций военных мостов и, в частности, понтонных переправ в Сталинграде, уникального деревянного моста через р. Даугаву в Риге, собранного во время наступления в кратчайшие сроки, Е.Е.Гибшмана награждают орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. За самоотверженную деятельность он был также награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а также почетным званием «Мастер дорожного дела».
В течение всего послевоенного времени Е.Е. Гибшман был научным руководителем отдела искусственных сооружений Союздорнии.
С 1946 по 1960 гг. выходят его фундаментальные учебники по проектированию деревянных и металлических мостов на автомобильных дорогах, а также по искусственным сооружениям на городских автомобильных дорогах для инженеров и техников-мостовиков и дорожников автомобильно-дорожных специальностей.
Е.Е. Гибшман продолжает активно участвовать в проектировании, консультируя проекты крупнейших мостов через реки Оку, Днепр, Енисей, новых мостов и путепроводов в Москве и на кольцевой дороге, мостов на автомагистрали Москва–Симферополь и на Черноморском побережье Кавказа.
В 1956 г. в связи с пятидесятилетием и за большие заслуги в развитии отечественного мостостроения профессору Е.Е. Гибшману присваивается почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1961 г. он награждается орденом Ленина.
Многие его книги переизданы в разных странах.
Отдавая много сил и времени педагогической и научной работе, Евгений Евгеньевич Гибшман с 1934 по 1936 гг. и с 1956 г. и до последних дней жизни был деканом дорожно-строительного факультета МАДИ. Он много сделал для развития факультета и института, внес большой вклад в развитие науки и практики отечественного мостостроения, воспитал сотни инженеров, ученых, руководителей производства и навсегда останется одним из основоположников педагогического и научного коллектива МАДИ.

Маковский Л.В.