МАДИ: основные векторы развития

Дулясова 

 

 

 

 

 

и.о. ректора МАДИ,
к.т.н., д.э.н., профессор
М.В. Дулясова

Уважаемые коллеги!
От всей души поздравляю Вас с началом нового учебного года!
«Первое сентября» для всех нас – праздник, наполненный счастливыми воспоминаниями и радостными ожиданиями. Это начало нового жизненного цикла профессионального становления, встречи с новыми студентами!
В настоящее время в российском образовании в целом проходят глубокие преобразования. И мы с вами не только их участники, но и соавторы инновационного развития высшей школы, решение столь масштабных задач, возможно только путем совместной творческой и заинтересованной работы ученых, преподавателей и специалистов.
Искренне желаю всем Вам, коллеги, в новом учебном году здоровья, успехов, удовлетворения от результатов своего труда и всего самого доброго!
И пусть каждый Ваш день будет наполнен светом, добром и созиданием!
***
В свете общих тенденций в сфере высшего образования положение вуза в последнее время было достаточно неустойчивым. Все время стоял вопрос: присоединят к кому-нибудь, не присоединят. И положение неустойчивости, конечно, сказывалось на работе вуза в целом, настроениях работников.
В этой связи, главное, что от меня сейчас хотят услышать: конечно, о самостоятельности вуза. По результатам переговоров с руководством Министерства образования РФ при моем назначении могу осторожно заявить коллективу, что сегодня МАДИ не входит в перечень вузов, подлежащих какой-либо реорганизации.
Но (!), это значит, в течение учебного года мы должны сделать все, чтобы соответствовать общим тенденциям государственной образовательной политики, всем показателям и критериям, определяющим эффективность функционирования вуза.

Современной государственной образовательной политикой определена стратегическая задача: повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием.
Одним из механизмов реализации государственной задачи стала оптимизация действующей сети образовательных организаций или их интеграция, укрупнение на основе внешних оценок: данных различных рейтингов вузов, результатов ежегодных мониторингов, проведенных Минобрнауки России по оценке эффективности вузов за 2014 и 2015 гг.
И на основании внешних оценок Учредителем принимаются управленческие решения по дальнейшему функционированию или присоединению (ликвидации) вузов.
Сегодня вуз – это образовательная организация, обслуживающая государственные интересы по формированию кадрового потенциала через выполнение государственного заказа на подготовку необходимых ему (государству) кадров с учетом внешних вызовов: складывающейся демографической ситуации; занятости населения; состоянию экономики; потребностям рынка труда и прежде всего потребностям профильной отрасли в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах.
Система высшего образования и соответственно вуз не могут работать просто на себя, сегодня вуз не рассматривается только как место собственного трудоустройства работника.

Представляется целесообразным позиционировать МАДИ как ведущий отраслевой профильный вуз, осуществляющий для отраслей автодорожного комплекса:
• подготовку высококвалифицированных кадров;
• разработку и апробацию образовательных технологий и программ обучения;
• разработку и апробацию производственных технологий, мультиплицируя полученные продукты на профильные образовательные организации и предприятия, расположенные в различных субъектах Российской Федерации.
И именно в этой логике выстраивать новую Стратегию развития МАДИ на период 2016–2020 гг.
Полагаю, что в целом это позволит:
• сохранить и развивать преемственность традиций одного из старейших вузов страны;
войти в категорию ведущих отраслевых профильных вузов страны, что в свою очередь изменит нормативы бюджетного финансирования, подходы по приоритетному выделению вузу контрольных цифр приема граждан на обучение и соответственно повлияет на формирование госзаказа на подготовку специалистов;
• укрепить и развивать партнерские связи с отраслевыми предприятиями;
• расширить базу абитуриентов: т.е. географию выпускников общеобразовательных школ и колледжей из различных субъектов Российской Федерации;
• расширить возможности вуза по участию в научной проектной деятельности субъектов Российской Федерации, отраслевых программах, программах развития крупных профильных предприятий.
Вот те некоторые общие векторы развития, вписанные в тренды государственной образовательной политики, с позиций которых я предлагаю рассматривать настоящую деятельность Университета и перспективы его развития.