МАДИ: состояние, проблемы, пути решения

Дулясова

 

 

 

и.о. ректора МАДИ,
к.т.н., д.э.н., профессор
М.В. Дулясова

 

Сентябрь – начало нового учебного года, когда традиционно еще раз анализируются итоги прошедшего года, определяются цели и векторы развития, на основе которых осуществляется постановка задач на предстоящий учебный год.

Сегодня в свете общих тенденций реформирования высшей школы вуз (как никогда четко) рассматривается как образовательная организация, обслуживающая государственные интересы по формированию кадрового потенциала через выполнение государственного заказа на подготовку необходимых ему (государству) кадров с учетом внешних вызовов: состояния экономики; складывающейся демографической ситуации; занятости населения; потребностей рынка труда и, в нашем случае, потребностей отраслей автомобильно-дорожного комплекса страны.
При этом современной государственной образовательной политикой определена стратегическая задача: повышение качества подготовки востребованных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов с высшим образованием.

В этой связи, предлагаю проанализировать основные итоги деятельности МАДИ с точки зрения его соответствия приоритетным направлениям государственной образовательной политики.
В таблице 1 представлены основные показатели, характеризующие деятельность вуза, которые комментировать я не буду, поскольку в основном они стабильны за последние почти три года и известны работникам вуза. Красным цветом выделены показатели, выпадающие из общих трендов развития, на которых я остановлюсь ниже.

1

Представляется более важным для определения позиционирования вуза очень важно понять, как оценивается МАДИ в профессиональном сообществе потребителями образовательных услуг: работодателями и выпускниками школ.
По утверждению экспертов, практически до 60% выпускников школ выбирают для себя вуз для поступления на обучение, прежде всего ориентируясь на данные рейтингов вузов.
К сожалению, по данным Рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), МАДИ в целом не входит в состав 100 лучших вузов России .
По результатам мониторинга, проведенного Минобрнауки России за 2014 и 2015 гг., и на основе, которого учредитель принимает решение о целесообразности функционирования вузов, в целом МАДИ признан эффективным.
В таблице 2 представлены основные показатели мониторинга эффективности деятельности МАДИ.
2
В мониторинге вузы оценивались по семи укрупненным показателям: образовательная деятельность в широком контексте; наука; международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; заработная плата ППС и т.п.
Из семи показателей МАДИ не эффективен только по одному показателю – низкий балл ЕГЭ у поступавших на обучение абитуриентов, на который должно быть обращено особое внимание.

Образовательная деятельность
В целом в вузе и его филиалах сократился на 15% общий выпуск (бакалавров, магистров, специалистов) (рис. 1).
Объем подготовки специалистов бакалавры, магистры, специалисты (выпуск с филиалами)3При этом в головном вузе увеличилось на 87% количество выпускников заочной формы обучения (рис. 2).

Объем подготовки специалистов (выпуск) по формам обучения (чел.)
4

Одновременно отмечу еще один современный политический тренд, связанный с постепенным свертыванием заочной формы обучения, как не обеспечивающей качество подготовки, а это значит, вузы лишатся еще одного из внебюджетных источников финансирования.
На рисунке 3 отражена структура подготовки специалистов по направлениям. В целом профильность подготовки кадров составляет 70%, наиболее крупные направления:
• техника и технологии наземного  транспорта – 38,6 %;
• техника и технологии строительства – 17%.
5Непрофильность подготовки составляет 30%, основная доля приходится на экономику и управление – 28,5 %. При этом подготовка таких специалистов осуществляется в 133 вузах Москвы!
Нам нужно развернуть ее под профиль отраслей автомобильно-дорожного комплекса, а в частности в рамках 38 УГСН, развивать в первую очередь таможенное дело и логистику.
Кроме того, необходимо продумать, какие в 2016 году новые профильные образовательные программы технической направленности мы может открыть или актуализировать действующие, причем, как основные, так и дополнительные, в том числе с применением дистанционных технологий обучения (тренд времени: повсеместно расширяются объемы электронного обучения).
Отмечу, объем реализуемых образовательных услуг по программам дополнительного образования не достаточен (!).

Приведу пример. В практике успешных московских вузов на одного ППС (каждой без исключения кафедры) устанавливается «план» реализации программ дополнительного образования от 150 до 350 тыс. рублей. В МАДИ в расчете на одну ставку ППС приходится не более 43,0 тыс. рублей.
Задача вуза: разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование структуры подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и состояния рынка образовательных услуг регионов России.
Однако возвращая ваше внимание к показателям мониторинга, следует особо акцентировать, произошло снижение качества абитуриентов, принимаемых вузом на обучение (рис. 4).
6Три года подряд Университетом не выполняется один из его основных показателей: средний балл по ЕГЭ! В 2016 году общий средний балл составил всего 58,51 против порогового значения в 64,5, в том числе для бюджетников 59,09, платников 57,93.
По сообщению Минобрнауки России, в вузах Москвы и Санкт-Петербурга средний балл зачисленных на бюджетные места в 2016 году составил 73,8 и 72,2 баллов соответственно.
Выводы делайте сами.
Для какой части абитуриентов привлекателен наш вуз?
Хочу отметить, что данный показатель является основным при оценке деятельности вуза, от него зависят другие качественные показатели, в части олимпиад, конкурсов, НИРС, а также подпитка вуза нашей сменой, молодыми кадрами-выпускниками.
Такой вот замкнутый круг.
Некоторое отступление о приеме по стране.
В 2016 году по очной форме обучения было выделено 304,2 тыс. бюджетных мест. Доступность бесплатного высшего образования для выпускников школ составила 57%. Такой уровень доступности высшего образования поддерживается Минобрнауки России на протяжении последних пяти лет.
При этом средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места составил 66 баллов, это почти на балл выше, чем в прошлом году. Вырос и средний бал ЕГЭ выпускников школ в 2016 году на 1,3 балла (с 55,2 в 2015 году до 56,5 в 2016 году).
Из представленной характеристики состояния дел определяется следующая задача вуза: разработать и реализовать комплекс мероприятий по созданию новой системы профориентации выпускников общеобразовательных школ и колледжей с указанием ответственных за мероприятия по каждой кафедре, сроков исполнения и т.д., в котором необходимо  предусмотреть:
• заключение соглашений с учебными заведениями, администрациями муниципальных образований, органами исполнительной власти в сфере образования по созданию тематических кружков, профильных классов или групп как в Москве и области, так и в субъектах Российской Федерации, где расположены крупные и средние отраслевые предприятия;
• увеличение количества «университетских суббот» в Москве с московскими школьниками (а это и бюджетные деньги): следует каждой кафедре творчески подойти к их проведению, к разработке интересных программ, мастер-классов, раскрывающих особенности работы в отрасли; целесообразно привлечь к работе со школьниками психологов с проведением бесплатного тестирования на склонность к получению той или иной специальности; создать структурное подразделение в связке с приемной комиссией;
• работу с органами по труду и занятости населения, в том числе с ориентированием на молодых мам, демобилизованных из армии;
• получение или увеличение контрольных цифр приема граждан на подготовительном отделении (это тоже дополнительные бюджетные деньги!);
• системные мероприятия по формированию эффективной PR-службы, а также PR сувенирной продукции; широкой узнаваемости вуза среди абитуриентов и их родителей.

Кроме того, полагаю целесообразным проработать вопрос открытия в вузе профильной для отрасли подготовки специалистов среднего звена по программам среднего профессионального образования, а материальной базой университет в основном располагает (в настоящее время 4 тыс. кв. м у вуза свободны).
Опыт других вузов свидетельствует, что:
• это престижно, движение «ворд скиллс» набирает популярность и в мире, и в стране,
• участие в конкурсах профмастерства помогает устанавливать, укреплять и развивать связи с отраслевыми предприятиями-работодателями, а также позиционировать имидж вуза на международном рынке;
• расширяет перечень дополнительных источников бюджетных доходов;
• является источником формирования качественного контингента обучающихся для высшей школы и т.д.

Научно-исследовательская деятельность
Согласно результатов большого мониторинга (таблица 2) сократился:
• общий стоимостной объем средств от научной деятельности в 2015 году на 7% (или 31,0 млн. рублей);
• объем средств от науки также сократился и в расчете на одного НПР на 16% и составил в 2015 г. 537,5 тыс. рублей;
• по состоянию на 01.09.16 объем средств от науки на одного НПР составляет 130,0 тыс. рублей.
Таким образом, НПР не занимались в 2015 году подготовкой предложений по научной тематике, не работали над продвижением своих наработок в компаниях и министерствах, чтобы получить грант.
В таблице 3 приведена характеристика кафедр по степени участия в научно-исследовательской работе.
7Замечу, в соответствии с базовым законом об образовании в рабочее время ППС включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, научная, творческая и исследовательская, профориентационная  и т.д., которая определяет его занятость в первой и второй половине дня.
В этой связи следует актуализировать коллективный договор между работниками и администрацией Университета в соответствии с действующим законодательством в части функциональных обязанностей ППС, а также систему нормирования труда ППС с учетом всех перечисленных видов нагрузок.
Снизилась персональная научная активность работников.
На лепестковой диаграмме (рис. 5) из мониторинга Министерства представлена характеристика качественных показателей научной работы МАДИ.
8Научно-исследовательская активность НПР, сегодня, как правило, измеряется количеством публикаций, цитирований публикаций, а также объемом средств, полученных от коммерциализации результатов научной и интеллектуальной собственности и т.п.
Однако вуз по публикациям и цитированиям публикаций представлен практически только в РИНЦ, в других мониторинговых системах показатели вуза не значительны; нет доходов от использования результатов интеллектуальной собственности; имеют научные степени 10% молодых ученых в общем составе НПР, низок показатель, характеризующий количество полученных грантов за отчетный период в расчете на 100 НПР.
Кроме того, необходимо реанимировать систему внутренних грантов НИР по актуальной для вуза тематике, межкафедральные научные и научно-образовательные проекты с привлечением кафедр ОПД.
Совершенно очевидно, что пути решения развития этого направления деятельности видятся посредством усиления персональной и коллективной активности по участию в конкурсах на получение грантов: международных; федеральных органов исполнительной власти: Минобрнауки России, Минтруда, Минэкономразвития, Минэнерго, Минтранспорта, Роскосмоса, Рособоронсервиса, ФМС и т.д., а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, крупных отраслевых предприятий.
Одна из задач вуза: широкое привлечение к научной и проектной деятельности обучающихся, начиная буквально с первого курса, в том числе в форме студенческих инженерных проектов.
Кроме того, важными направлениями деятельности являются:
• увеличение объектов интеллектуальной собственности (технологических разработок) и их коммерциализация ;
• инвентаризация деятельности МИПов и проблема их взаимодействия с вузом  (характеристика их эффективности представлена в таблице 4).
9Не менее важным направлением научной деятельности университета является сохранение и развитие диссертационных советов. Критерием сохранения советов является удовлетворение всем требованиям по составу советов (количественный состав, требования к научной и публикационной активности). В настоящее время в подведомственных организациях Министерство сократило численность диссертационных советов на 40%.

Международная деятельность
Снова обратимся к результатам большого мониторинга (таблица 2).
Абитуриенты. В 2015 г. приток на обучение в вузе иностранных граждан увеличился на 1,7%, их доля в общем контингенте составила 7,97%; в среднем по московским вузам – 8,3%; по техническим вузам – 8,4%.
Внешний показатель по этому направлению деятельности отражает положительную динамику.
Мобильность. При рассмотрении качественных показателей можно сделать вывод, что процессы академической мобильности НПР и обучающихся в вузе не получили должного развития.
Так, в составе НПР вуза практически нет зарубежных коллег; система взаимного обмена обучающимися и НПР с однопрофильными зарубежными вузами работает эпизодически. В том числе, и на короткий период: месяц, два, наконец, семестр. Поездки носят чаще ознакомительный (или, по сути, экскурсионный) характер. Система двойных дипломов и сертификатов работает только по двум программам.
Вузы-партнеры. Не установлены устойчивые связи с зарубежными однопрофильными вузами-партнерами, нет и совместных значимых научно-исследовательских образовательных грантов и проектов.
При этом есть 95 соглашений, заключенных вузом с зарубежными вузами, из которых актуализировано не более пяти. Требуется их проинвентаризировать: оценить перспективность связей с точки зрения профильности вуза; разработать детальные программы реализации по каждому факультету.
Мотивировать НПР к повышению собственной квалификации, в том числе глубокому знанию иностранных языков с целью использования таких знаний в научной и педагогической деятельности, т.е. в том числе преподаванию дисциплин на иностранном языке.
Целесообразно проанализировать работу подготовительного факультета для обучения иностранных граждан и разработать предложения по его совершенствованию. Рассмотреть возможность организации обучения мигрантов с выдачей соответствующих сертификатов.
Отдельная проблема – организационно-правовое сопровождение обучающихся из числа иностранных граждан, которая требует серьезного совершенствования (учета, контроля).

Заработная плата по категориям работников (ППС, УВП, АУП)
Кадровая политика
Проблема поэтапного формирования и внедрения системы оплаты труда работников напрямую связана с кадровой политикой вуза.
Одним из показателей, по которому оценивается кадровая политика вуза, наличие кадрового резерва, формируемого постепенно, эволюционным путем. Сегодня доля молодых ППС, имеющих возрастной ценз менее 40 лет составляет 18%. Следовательно, нам следует сформировать систему мероприятий, обеспечивающих привлекательность вуза для молодых ученых.
Другим показателем, характеризующим качество кадровой политики вуза, является соотношение количества студентов на одного штатного ППС.
В среднем по московским вузам на одного ППС приходится 8,17 студентов, в московских технических вузах 1: 6,97; в МАДИ – 1:11,3.
Показатель МАДИ отражает общеевропейские тенденции в высшей школе, но не соответствует реальной ситуации в вузе. В данном случае на некорректный расчет оказывает влияние наличие внешних совместителей (в МАДИ их доля сегодня 19%, т.е. практически каждый пятый), дробность ставок (0,1; 0,18 и т.д., а также почасовики по заочной форме, в особенности).
На диаграмме (рис. 6) отражена общая характеристика кадрового состава вуза.

Характеристика кадрового состава (чел)
10

Наличие внештатных совместителей оказывает влияние также и при некорректном расчете следующих показателей при оценке эффективности вуза:
• средняя заработная плата (ЗП)  ППС;
• научно-исследовательская деятельность: при определении объема финансовых средств за выполненные НИР в расчете на одну ставку НПР, определении количества публикаций и их цитировании и т.д.;
• финансово-экономическая деятельность: внутренние показатели рассчитываются также в расчете на одну ставку НПР.
Кроме того, определились новые подходы, рекомендованные учредителем по формированию педагогической нагрузки ППС, которая существенно сократилась, что, в свою очередь, привело в Москве к активизации общих процессов сокращения ППС. В связи с чем, сегодня ведущие московские вузы через ученые советы устанавливают норму нагрузки одного ППС: ставка + 0,5 ставки + 300 часов (с вариациями) и постепенно отказываются от услуг внешних совместителей и почасовиков, что позволяет также сохранить лучшие собственные кадры.
А теперь подробнее остановлюсь на ЗП.
Итак, ППС.
Одним из ключевых показателей большого мониторинга Министерства, определен показатель, отражающий уровень средней ЗП ППС (в % от уровня средней ЗП в экономике региона) в нашем случае по г. Москве (рис. 7).

Средняя заработная плата ППС (тыс. руб.)
11

Данный показатель отслеживается по поручению Президента страны в соответствии с известными майскими указами 2012 года. Дорожной картой реализации Указа предусмотрено, что:
• в 2014 г. ЗП ППС относительно средней ЗП в регионе должна была составить 120%, в МАДИ – составила 128,84;
• в 2015 г. – относительно средней ЗП в регионе должна была составить 133%, в МАДИ – составила 150,92;
• в 2016 г. средняя ЗП ППС должна составить в МАДИ не менее 150% – от средней региональной в экономике.
На диаграмме представлено, как это выглядит фактически в денежном выражении.
Отмечу, что данный показатель вуза в 2015 г. перевыполнен на 17% и представлен в большой мониторинг Министерства в размере 88,9 тыс. рублей. При этом многие московские вузы этот показатель не выполнили.
В 2015 году пороговое значение по средней заработной плате ППС в московских вузах составляло 85,6 тыс. рублей, в МАДИ – 88,9 тыс. рублей.
Разброс заработной платы по категориям ППС в диапазоне от min до max представлен в таблице 5.
12Если оценивать вклад каждого факультета в эффективность деятельности вуза в 2015 году, то это очень хорошо прослеживается на заработной плате деканов факультетов, размер заработной платы которых варьируется от 85,2 до 172,3 тыс. рублей.
Также в таблице 5 отображено сложившееся в 2015 г. соотношение между гарантированной частью ЗП (оклад) и дополнительной, где размер оклада варьируется от 49 до 70%, т.е. от 30,0 до 48,0 тыс. руб.
Министерство рекомендовало еще в 2012 г. ввести вузам систему оплаты труда, предусматривающую гарантированную часть выплат ППС за разные виды деятельности не менее 70%, остальное ППС зарабатывают!
Наша задача: постепенно довести оклад (гарантированную часть ЗП) до 70% в оплате труда ППС. В таблице 6 представлены предложения по внесению изменений в гарантированную часть ЗП (оклад).
13Дополнительную часть в оплате труда ППС в размере не менее 30% составят стимулирующие надбавки.
Причем, стимулирующие надбавки впрямую должны коррелировать с требованиями профессионального стандарта и положениями эффективного контракта, содержащего, прежде всего, количественные оценки, а их совокупный размер может составлять и более 30% дополнительной части ЗП.
АУП. Средняя заработная плата АУП в 2015 г. колеблется в диапазоне от 21,7 до 68,0 тыс. рублей в зависимости от должности. При этом гарантированная часть (оклад) варьируется от 12 до 24%, причем по ряду должностей она ниже установленного Правительством МРОТ в 7,5 тыс. рублей. Предложения по внесению изменений в гарантированную часть ЗП АУП в таблице 7.
14УВП и ПОП. Средняя заработная плата УВП и ПОП в 2015 г. колеблется в диапазоне от 6,7 до 26,0 тыс. рублей в зависимости от должности. Гарантированная часть (оклад) варьируется от 17 до 47%, по ряду должностей она также ниже установленного Правительством МРОТ в
7,5 тыс. рублей. Предложения по внесению изменений в гарантированную часть ЗП УВП и ПОП отображены на таблице 8.
15Так определяется следующая задача: разработать аналогичную систему эффективного контракта в отношении АУП, УВП, ПОП и соответственно разработать перечень количественных показателей, отражающих эффективность их деятельности.
На основе проведенной аналитики и разработанных предложений по поэтапному формированию системы оплаты труда работников университета, следует совместно с профсоюзом в соответствии с действующим законодательством актуализировать:
• положения Коллективного договора между работниками и администрацией Университета;
• должностные инструкции работников;
• положение об оплате труда различных категорий работников;
• положение о стимулирующих надбавках к оплате труда различных категорий работников;
• положение о премировании различных категорий работников;
• разработать проекты эффективного контракта для различных категорий работников.

Финансово-экономическая деятельность
Доля внебюджетных средств заработанных вузом в консолидированном бюджете в 2014 г. составила 43,5%, в 2015 г. – 65%, в 2016 г. на 1 июля – 24%. Динамика явно положительная с учетом того, что значительный объем финансовых средств (доходы) за научную деятельность вуз получает в конце года.
В структуре расходов Университета (рисунок 8) наиболее крупные расходы:
1617
• 68% в 2015 г. пошли на выплату ЗП с начислениями;
• 8,3% – стипендии обучающихся;
• 2,9% – развитие МТБ.
В 2016 г., соответственно, расходы на заработную плату с начислениями и отпускными составили – 72,6%; 10% – стипендии, 8,5% – закупка программного обеспечения, экспертные заключения, т.е. то, что входит в прочие расходы.

Развитие инфраструктуры
Университетом выдержан показатель мониторинга, характеризующий, по сути, норматив по учебно-лабораторной площади в расчете на одного обучающегося.
Немного не выполняется норматив по количеству персональных компьютеров в расчете на одного студента. Эту проблему мы можем решить в течение этого учебного года и, соответственно, включаем в перечень задач вуза.
Однако внутри вуза довольно тяжелые проблемы, связанные с эксплуатацией и развитием МТБ: проведены ремонты; затраты только на ремонт столовых составили более 7 млн. рублей. Причем, на 83% ремонты осуществляются за счет внебюджетных средств.
В рамках первоочередных работ по ремонтам начали работу по приведению в цивилизованный вид университетских туалетов; Станиславский утверждал, что театр начинается с вешалки, полагаем, что учебное заведение - с туалета, до вешалок постепенно тоже дойдем.
Столовые: мы обязаны создать нормальные условия питания как для обучающихся, так и работников; в короткие сроки нам удалось провести ремонт трех столовых, двух буфетов.
Задача: проработать вопрос, что более экономически выгодно:
• либо организовывать питание в столовых, которые находятся на балансе и в штате Университета;
• либо перевести их на работу на условиях аутсорсинга;
• либо аренды.
Общежития: условия проживания обучающихся в общежитиях давно не соответствуют требованиям санПиНов; для приведения их в соответствующее состояние требуется не менее 230 млн. рублей, у вуза таких денег нет, и в ближайшее время не будет.
Задача: проработать в Минобрнауке России механизм и условия привлечения к решению этой проблемы соинвесторов.
Другие задачи:
•  следует провести инвентаризацию всего фонда;
• определить перечень объектов (помещений), которые целесообразно сдавать в аренду, или наоборот;
• проанализировать наличие или отсутствие договоров аренды;
• создание комфортных условий для обучающихся в учебных корпусах: обустроить минихоллы с мягкими диванами, столами, столиками для компьютеров; WI-FI; кофе; киоски по продаже канцтоваров и методической литературы; копировальные машины и т.п. (пилотный проект в главном корпусе цокольного этажа);
• уже 5 лет не отвечает требованиям работа профилактория; и при этом необходимо создать условия для медицинского обслуживания обучающихся и работников;
• вывести на аутсорсинг уборку помещений;
• отдельная проблема – функционирование полигонов вуза, с которыми надо детально разбираться.
Кроме того, представляется важным для Университета включиться в инфраструктурные проекты Министерства. Заготовка должна быть. Включение же в такие проекты позволяет либо полностью оснастить лаборатории по приоритетным направлениям подготовки, либо комплексно решить проблему информационно-коммуникационного обеспечения, безопасности, общежитий и т.п. Надо продумать, что для нас наиболее важно в первую очередь.

Полагаю, в течение учебного года мы должны сделать все, чтобы соответствовать общим тенденциям государственной образовательной политики, всем показателям и критериям, определяющим эффективность функционирования вуза и позиционировать Университет как ведущий отраслевой профильный вуз, осуществляющий подготовку кадров для отраслей автомобильно-дорожного комплекса страны.
И именно в этой логике следует выстраивать новую Стратегию развития МАДИ на период 2016–2020 гг.
Полагаю, что в целом это позволит:
• сохранить и развивать преемственность традиций одного из старейших вузов страны;
войти в категорию ведущих отраслевых профильных вузов страны, что в свою очередь, изменит нормативы бюджетного финансирования, подходы по приоритетному выделению вузу контрольных цифр приема граждан на обучение и, соответственно, повлияет на формирование госзаказа на подготовку специалистов;
• укрепить и развивать партнерские связи с отраслевыми предприятиями;
• расширить базу абитуриентов: т.е. географию выпускников общеобразовательных школ и колледжей из различных субъектов Российской Федерации;
• расширить возможности вуза по участию в научной проектной деятельности субъектов Российской Федерации, отраслевых программах, программах развития крупных профильных предприятий.
Вот те некоторые общие векторы развития, вписанные в тренды государственной образовательной политики, с позиций которых я предлагаю рассматривать настоящую деятельность Университета и перспективы его развития.