Международная конференция по инженерной педагогике в МАДИ.

Четырнадцатого марта 2014 г. в МАДИ состоялась четвертая международная региональная конференция по инженерной педагогике. Видеозапись конференции - открыть.

DSC 3696

Почетный статус «международная конференция»  был присвоен межвузовскому семинару «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» международным обществом по инженерной педагогике IGIP в 2011-м году. Семинар был организован по инициативе коллектива кафедры инженерной педагогики МАДИ в самом начале 2001-го года. Высокой чести получения статуса международной конференции он был удостоен за значительный вклад в процесс развития инженерной педагогики в странах СНГ и формирование российской межвузовской научной школы инженерной педагогики.

Историческая справка. На рубеже XX и XXI веков в мировом сообществе сформировалось понимание того, что развитые страны мира  находятся уже в новой фазе развития – информационном обществе, основанном на знании. Основанная на знаниях рыночная экономика вовлекала университеты в систему глобальной конкуренции национальных экономик. В новых условиях от выпускников технических университетов потребовалось не только фундаментальное, и не только общеполезное прикладное знание, но и конкретное, отвечающее рыночному заказу знание, причем переданное «под ключ» и в срок.

В процессе перехода общества к «постиндустриальной» эпохе в разных странах мира на «пересечении» инженерии и педагогики  стало активно развиваться новое направление профессиональной педагогики - инженерная педагогика. Выделение инженерной педагогики в качестве самостоятельной междисциплинарной науки было вызвано объективной необходимостью решения на научной основе комплексных глобальных проблем инновационного развития образования, науки, производства и бизнеса как единой метасистемы, определяющей технологический и экономический прогресс общества. Именно поэтому началось стремительное развитие науки «инженерная педагогика». Эта молодая наука становилась  основой для проектирования и реализации отвечающей новым требованиям профессиональной подготовки, как выпускников технических вузов, так и работающих в них преподавателей.

В 1995 году в России на базе МАДИ был создан Российский Мониторинговый комитет IGIP (RMC IGIP), возглавивший процесс формирования отечественной сети Центров инженерной педагогики. В МАДИ Центр инженерной педагогики был открыт в 1996 году.

Создание в технических университетах России Центров инженерной педагогики оказало принципиально значимое влияние на формирование отечественной межвузовской научной школы инженерной педагогики. Развитие научной школы инженерной педагогики стимулировало инновационные преобразования в системе высшей технической школы России и способствовало интенсификации ее взаимодействия с вузами западной Европы.

Для подготовки выпускников технических вузов к инновационной деятельности в условиях рыночной экономики требовалось обеспечить соответствующую подготовку преподавателей технических вузов к работе в новых условиях. Подготовка таких преподавателей началась в Центрах инженерной педагогики.

Для координации деятельности Центров инженерной педагогики, созданных в разных вузах страны,  требовалось создать эффективный механизм их взаимодействия. Для решения этой проблемы, а также для проведения научных исследований в области инженерной педагогики,  в 2000-м году в МАДИ была образована кафедра инженерной педагогики, возглавляемая д.т.н., профессором Жураковским В.М. (в настоящее время – академик РАО). В начале 2001- года по инициативе педагогического коллектива кафедры инженерной педагогики началась регулярная работа межвузовского научно-педагогического семинара «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании». Очень быстро межвузовский семинар стал для научно-педагогической общественности отечественных технических университетов центром интеграции инновационного движения в области инженерной педагогики.

         Предъюбилейный 19-й семинар в МАДИ. Подготовка к проведению семинара началась в университете с самых первых сентябрьских дней 2013/2014 учебного года: определялась тематика и программа работы семинара, велась переписка с его постоянными иногородними участниками, готовился трехтомный выпуск очередного издаваемого в университете Сборника научно-педагогических статей «Инженерная педагогика». К началу работы конференции был подготовлен и издан трехтомный сборник научно-методических трудов ведущих ученых и преподавателей, включивший свыше 80-ти статей, посвященных вопросам инженерной педагогики.

Четырнадцатого марта 2014 г. в МАДИ ректор МАДИ д.т.н., профессор, член-корреспондент  РАН   Вячеслав Михайлович Приходько открыл работу 19-го ежегодного межвузовского семинара по инженерной педагогике IGIP «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании».

В работе семинара/конференции приняли участие  более 150-ти ученых, преподавателей, аспирантов и магистрантов, представляющих технические университеты Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Томска, Набережных Челнов, Волгограда, Перми, Оренбурга и Самары.

С докладами выступили хорошо известные в России и за рубежом ученые и руководители высшей школы: А.А. Вербицкий, В.М. Жураковский, В.С. Сенашенко, Р.Г. Стронгин, В.М. Приходько и А.Н. Соловьев, Б.И. Бедный, Д.А. Новиков, В.В. Кондратьев, Б.А. Сазонов, М.Г. Минин, Р. Г. Хабибуллин, В.В. Борщ, В.П. Шестак и многие другие.

 Тематика прозвучавших на конференции докладов определялась актуальностью проблем, связанных с преобразованием структуры высшего образования в России в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентируемой ФГОС ВПО целевой ориентацией на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников вузов. В процессе обсуждения оценивалась конструктивность имеющихся предложений, предлагались основанные на интеграции традиций и инноваций концептуальные подходы к обеспечению качества отечественного инженерно-технического образования, отвечающего международным критериям.

Во второй половине дня работа конференции проходила в формате «круглого стола», который был организован совместно с редакцией научно-педагогического журнала «Высшее образование в России». Состоялась интересная дискуссия по проблемам развития Науки в отечественных вузах и подготовки нового поколения  научно-педагогических кадров – будущих выпускников третьего уровня высшего технического образования. В дискуссии активное участие приняли З.С. Сазонова, В.С. Сенашенко, В.П. Шестак, М.Б. Сапунов, Е.И. Муратова, Б.И. Бедный и другие участники.

Работа конференции стала значительным событием в развитии отечественной межвузовской научной школы инженерной педагогики и большим праздником в жизни многочисленной «команды» ученых и преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов - увлеченных своим делом творческих представителей десятков разных университетов.

Заключение. Мадийский семинар за годы многолетней активной работы стал эффективным механизмом взаимодействия, мобильного обмена идеями и опытом, а также координации совместных действий инженерно-педагогической общественности, необходимых для того, чтобы   дать достойный ответ на современные  вызовы, обращенные к инженерному образованию. За  время совместной работы удалось сделать многое.  Результатами  работы семинаров стали сотни новых инженерно-педагогических исследований, серьезных диссертационных работ,  монографий  и научных публикаций по тематике инженерной педагогики, в том числе, на страницах Сборников,  изданных в нашем университете. Изучение материалов этих публикаций позволяет проследить динамику процесса развития российской научной инженерно-педагогической школы и воссоздать атмосферу духовно-нравственных идеалов, присущих отечественному преподаванию и исследованию.

За последние годы в системе высшего  технического образования произошли серьезные изменения.  Будущие абитуриенты технических вузов сдают ЕГЭ, студенты учатся по программам и учебным планам, разработанным на основе федерального государственного образовательного стандарта, преподаватели  осваивают новые функции,  адекватные компетентностно-ориентированным  целям образования.

Неизменным остается главное - центральная роль преподавателя как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе и актуальность исследования его деятельности в непрерывно изменяющихся условиях.

Девятнадцатый межвузовский семинар закончил свою работу. Иногородние участники семинара разъехались по разным городам, но  мы по-прежнему остаемся вместе. Уже через день рассылаем друг другу электронные письма и звоним по телефону, чтобы поделиться новыми идеями и услышать слова поддержки. 

 З.С. Сазонова